|
16 мая 2014
16 мая 2014 г. на первом пленарном заседании IV[ВП1] Общецерковного съезда с докладом выступил член-корреспондент РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО, председатель Экспертного совета по коррекционному инклюзивному образованию при Комитете Государственной Думы РФ.
Ваше Преосвященство! Уважаемые участники общецерковного съезда! Прежде всего позвольте поблагодарить вас за приглашение принять участие в столь значимом и знаковом собрании. Организация помощи инвалидам, максимально возможное облегчение их жизни дело сколь важное, столь и трудоёмкое. Для его исполнения необходимо объединение усилий Русской Православной Церкви, государства и общества.
В тексте, который был подготовлен для сегодняшнего выступления, акцентировались ответственность государства и Церкви. Житейские события вчерашнего дня заставили внести в выступление некоторые коррективы.
Накануне возвращался из Санкт-Петербурга в Москву до отправления поезда оставалось около часа, зашел в кафе перекусить, поставил на поднос еду… И в это время выключилось электричество! Перестал работать кассовый компьютер, выключилось все оборудование на кухне. Крайне расстроенный подождал какое-то время и перешёл в другое кафе, но и там жизнь замерла. Остановилась она и на перроне. Впрочем, успокоил я себя, перекусить можно и в поезде…
Только сегодня утром мне в голову пришла простая мысль, а ведь кто-то мог застрять в лифте и не попасть на свой поезд. Электронный замок мог заблокировать инвалида в туалете, приспособленном для людей, перемещающихся в инвалидном кресле. Раскаиваюсь, вчера эти простые соображения на ум не пришли!
Подходя к вагону комфортабельного Сапсана, увидел немолодого человека ростом сантиметров шестидесяти. Он был вполне элегантно одет, а свой немалый багаж легко вез на детском самокате. Перрон, дверь вагона, все поездное оборудование – спасибо, государству - удобно приспособлены под нужды лиц с ограниченными возможностями здоровья, да и проводница оказалась прекрасно вышколенной и в меру приветливой. Гримасу она скорчила только после того как необычный пассажир вошел в вагон. Плечами и глазами демонстрируя коллеге свое недоумение: «Ну, такой-то куда? Сидел бы дома…». А что я? Я замедлил ход… Понимал, что должен проявить участие, но не мог быстро принять верное решение, в какой форме эта помощь может быть предложена. Взять самокат и вещи? Взять на руки этого более чем невысокого человека и помочь ему преодолеть опасную щель между перроном и вагоном? Но ведь это взрослый человек, самостоятельно принимающий решения. Он давно и весьма успешно перемещается из города в город. Он не обращался к окружающим ни с какими просьбами. Не окажется ли моя неуклюжая услуга избыточной, а то и оскорбительной? Проще было не входить в ситуацию. Проще для меня! А для него?
Вот тут-то ранее намеченные тезисы выступления начали обретать иной смысл.
Нет необходимости долго рассуждать о доступном пространстве и устранения физических барьеров в жизни инвалида. За последние 10-15 лет об этом много говорится и, главное, немало делается.
Государство в решении проблем инвалидов за последние годы весьма преуспело. Достаточно вспомнить недавно принятые федеральные законы и указы Президента РФ:
- ФЗ от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.
- ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
- «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597
- «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761.
Не жалеет правительство и средств на изменение жизни инвалидов. Так, на масштабный государственный проект, призванный сделать наши города доступными инвалиду, выделено почти 50 миллиардов рублей. Напомню, программа реализуется в два этапа: 2011-2012 и 2013-2015 годы.
Конечно, в жизни все обстоит не столь радужно, как хотелось бы. Впрочем, и не следовало ждать достижения за короткий срок каких-то циклопических успехов. Мы помним, что вплоть до конца 1990-х годов в этом направлении в нашей стране не делалось ничего. Недавно мы жаловались на отсутствие социального такси, сегодня критикуем его за то, что оно не всегда учитывает пожелания инвалида. В медицинское, образовательное учреждение может доставить, тогда как желание молодого инвалида, чтобы его со спутницей отвезли в кафе, вызывает удивление.
И все же трезво оценивая недостатки, признаем, очевидные достижения. Лишь один пример. В марте знакомил коллег из Японии с работой учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения города Москвы (Петросян Владимир Аршакович). Мы побывали в:
- Центре реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича / 1-я Текстильщиков ул. (руководитель – Ольга Владимировна МИХАЙЛОВА).
- Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 44 / Федосьинская ул. (руководитель – Виктория Игоревна НИКОЛАЕНКО).
- Детском доме-интернате №15 / ул. Академика Павлова, 15 (руководитель Алла Геннадьевна ПЕТРОВА).
Специалисты из Японии признали, что по уровню архитектурного решения, технического и медицинского оснащения, а главное по стилю работы учреждения отвечают самым высоким мировым стандартам.
Итак, тезис первый, очевидны позитивные перемены социальной политики осуществляемой в государстве.
Почему же многие проблемы остаются нерешенными? Пожалуй, пришло время вспомнить о статистике.
По данным Уполномоченного по правам человека, общая численность инвалидов в России, «немногим более 13 миллионов человек, что составляет 9% населения».
По данным Минздравсоцразвития России, к первой, наиболее тяжелой, группе инвалидности относится 1,9 миллиона человек. Ко второй группе инвалидности - около 7 миллионов, к третьей - 3,7 миллиона человек. Около 545 тысяч детей и подростков до 18 лет имеют статус детей-инвалидов».
По официальной версии, общий показатель не меняется в последние годы. Соглашусь с этим утверждением лишь отчасти.
Во-первых, согласно статистике ВОЗ и Всемирного банка, ежегодно на автодорогах получают увечья и травмы, не совместимые с трудоспособностью 50 миллионов человек. Ежегодная гибель в автокатастрофах составляет около 1,5 миллионов землян. К сожалению, в трагическом списке пострадавших Россия не на последнем месте. Коль скоро это так, приходится ожидать общий рост числа инвалидов.
Во-вторых, умственная отсталость не является причиной считать ее носителя инвалидом. Вместе с тем многие люди с выраженной умственной отсталостью нуждаются в заботе и опеке не менее, а зачастую и боле, чем инвалиды второй группы.
В-третьих, не радует статистика по детям. Сегодняшняя ситуация характеризуется прогрессирующим уменьшением доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышением показателей осложнений беременности и родов.
По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение последних 7 лет наблюдения снизилась с 48,3% до 26,5%.
- За последние 10 лет общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 26,6%, среди 15-17-летних – на 97,8%.
- Число детей до 17 лет сократилось за последние 20 лет с 44,5 млн. до 25 млн.
- В структуре населения России доля детей снизилась с 30% до 18%.
Мы уже говорили, что статус детей-инвалидов имеют около 545 тысяч детей и подростков до 18 лет. Авторитетные источники называют этот показатель существенно преуменьшенным. По их мнению, недоучёт детской инвалидности составляет около 250 тыс. детей, что связано с несовершенством правовой и нормативной базы установления инвалидности у детей.
Подведем неутешительный итог: в социальной помощи нуждается как минимум каждый 10-й россиянин!
При недостаточной активности общества государство не способно придти на помощь каждому. Опыт показывает, одними денежными вливаниями задача создания универсальной безбарьерной среды для инвалидов не может быть решена. Важно сделать все возможное для устранения социальной разобщенности инвалидов и граждан, таковыми не являющимися. Без изменения правосознания тех и других эту задачу не осилить.
Вот почему так важно соработничество Русской Православной Церкви, государства и общества в решении проблем инвалидов.
Инвалиды нуждаются в гораздо большем внимании, моральной поддержке со стороны общества, чем они получают их в настоящее время. И вот здесь то, возможности Церкви, на мой взгляд, необычайно велики.
В христианском миропонимании инвалиды - люди, находящиеся под особой защитой Бога — убогие в буквальном смысле слова. Вне христианских ценностей – милосердия, милости, сострадания, добросердечия, доброделания, благотворительности не могло прорасти и окрепнуть признание ущербного телом и умом тварью Божьей. У истоков русской церковной благотворительности стояли «светильники отечественного благочестия» - святой князь Владимир и преподобный Феодосий.
Со времен правления Петра I формы проявления участия к инвалиду меняются.
«Когда на общество повеяла иноземная культура, богатая опытами и знаниями, - писал историк В.О. Ключевский, - она, встретившись с доморощенными порядками, вступила с ними в борьбу, волнуя русских людей, путая их понятия и привычки, осложняя их жизнь, сообщая ей усиленное и неровное движение. Западное влияние разрушило нравственную цельность древнерусского общества. Как трескается стекло, неравномерно нагреваемое в разных своих частях, так и русское общество, неодинаково проникаясь западным влиянием во всех своих слоях, раскололось разделилось на два лагеря, на почитателей родной старины и приверженцев новизны, т.е. иноземного, западного» [31, сс. 445-446]. Разделение, которое Г.В. Вернадский охарактеризовал как «раскол между верхушкой и низом общества, между «интеллектуалами» и «народом» [8, с.153] сыграло немаловажную, если не решающую роль в том, как в XVIII-XIX веках формировалось отношение государства и общества к инвалидам, к людям с физическими и умственными недостатками.
Мировоззрение «цивилизации» складывалось под влиянием европейских просветительских идей, достижений западной науки, философии. Именно «цивилизация» воспримет и начнет осваивать чужеземные правила отношения к инвалидам, западные модели благотворительных и образовательных заведений. Начиная с XIX века «цивилизация» станет активным проводником западных идей и традиций в сфере обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и зрения.
«Почва» следовала христианским ценностям, уравнительным принципам социальной справедливости. Народ сохранял остатки нищелюбия, милости к немощным и увечным, его благочестивые пастыри: Сергий Радонежский, Нил Сорский, Тихон Задонский, с их идеалами всечеловечности, терпимости, смирения, жертвенности, оказывали благотворное влияние на отношение россиян к инвалидам.
Различия между «почвой» и «цивилизацией» затронули буквально все сферы социальной жизни, становясь, чем дальше, тем очевиднее и бескомпромисснее. Усилия правительства заменить народный обычай государственным законом, желаемого результата не приносили.
Ярчайший тому пример вмешательство Петра I в дела милосердия новгородского митрополита Иова, основавшего в своей епархии несколько сиропитательниц (1707). Митрополит по собственной инициативе на личные средства открыл в епархии более двух десятков странноприятий и нищепитательниц, а также первый в России приют для рожденных вне брака детей.
Соединить традиционное нищелюбие с заимствованными формами деятельной благотворительности сумеет Русская Православная Церковь. Её активность на ниве деятельной благотворительности достигнет апогея в последней четверти XIX – начале XX веков. В частности, отдельные церковнослужители настолько проникнутся идеей воспитания и обучения глухонемых и слепых детей, что лично возьмутся за строительство специальных церковно-приходских школ, подчас выступая даже в роли педагогов. Межконфессиональные разногласия не будут мешать православному, протестантскому и католическому клиру равно целеустремленно насаждать в душах и умах россиян ценность деятельной благотворительности, терпимое, сострадательное, участливое отношение к инвалидам.
На фундаменте глубинного христианского милосердия формировалось и крепло новое социальное образование, прежде свойственное западному человеку, культурные русские люди более не могли ограничивать свое вмешательство в жизнь инвалида подаянием. Идея социального призрения, специального воспитания и обучения (в том числе ремесленного) детей-инвалидов обретала все больше сторонников. Возникают, множатся и крепнут общественные организации и фонды, берущие на себя социальную опеку людей с недостатками физического и умственного развития. Попечительства стимулируют государственные власти к принятию законодательных решений в сфере опеки и образования инвалидов, пытаются контролировать их исполнение.
1917 год кардинально меняет представления о социальном призрении. Ценности, считавшиеся вечными, - истина, добро, вера, милосердие, сострадание, – подвергаются идеологической ревизии. Взамен христианской или гуманистической морали государство предлагает мораль классовую. Единственным мерилом ценности человека становится его полезность государству. «Бог ушел! По дороге в Москву теряется жалость к отдельному человеку и торжествует общечеловек!» - пометит в дневнике в июне 1918 года писатель М.М. Пришвин [46, с. 105].
Прошу извинить меня за длительный исторический экскурс, но он сродни истории болезни, без знания которой невозможно понять, почему заветы христианской любви, уроки заботы о сирых и убогих находят малый отзвук в современном обществе.
Выздоровлению общества способствует социальная деятельность Церкви. Опыт, накопленный за время проведения Международных Рождественских образовательных чтений, позволяет оценить эффективность социальной работы в епархиях. Поначалу большую часть выступлений родителей детей-инвалидов на нашей секции составляли жалобы и обиды, потом их заменили самоотчеты о работе родительского объединения на приходе, а в последние два-три года - это преимущественно рассказы об удачных практиках помощи, обмен информацией, равно интересной большинству присутствующих, поиск общими усилиями решения сложных проблем.
Лишь один, но весьма яркий пример того как социальная работа в епархии может сказаться на жизни семьи, растящей ребенка инвалида. Известно, что трудный опыт, как правило, приводит родителей к решению не иметь второго ребенка. И вот на последних чтениях Татьяна Анатольевна Федорова (Иркутская областная общественная организация инвалидов детства, Иркутская епархия) 65% детей с ОВЗ в полных семьях. Более того, длительная работа по организации взаимопомощи семей привела к тому, что несколько пар решились на рождение второго ребенка. Люди понимали, что их не оставят, им помогут. Замечу, все новорожденные оказались здоровыми.
Важно помочь не распасться браку, поддерживать и приободрять близких инвалида. (Япония. Отец не может оставить больного ребенка).
По данным председателя кафедры социальной работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Татьяны Александровны Некрасовой, человеку с инвалидностью привычнее видеть себя «объектом социального воздействия». У людей с ОВЗ преобладает отстранённо-потребительская позиция по отношению к приобретению социального опыта (около 60% опрошенных). Более адекватно самовосприятие у тех подростков и молодых людей, которым предоставляется возможность активной интеграции. Активная социальная интеграция способствует качественному изменению самооценки инвалидов.
Консультант Свято-Дмитриевского сестричества и координатор службы добровольцев «Милосердие» Е.М. Полякова, проанализировала проблемы интернатных учреждений, в которых проживают дети с тяжелой или глубокой умственной отсталостью, поражениями опорно-двигательного аппарата, многочисленными сопутствующими психофизическими нарушениями. Жизнь и самочувствие воспитанников резко изменились после того, как в детский дом-интернат стали регулярно приходить сестры милосердия и добровольцы. Эти люди стараются компенсировать значимый дефицит - отсутствие близкого эмоционального общения со знакомым взрослым. Они «отогревают» ребенка, давая ему опыт тактильного контакта, без которого невозможно почувствовать собственное тело и осознать себя в окружающем мире; все время разговаривают с ребенком – в палате, на прогулке, во время рутинных процедур. Взрослые все объясняют, показывают, дают потрогать, максимально насыщая жизнь того, о ком заботятся положительно окрашенными эмоциональными впечатлениями. (РДА, проговаривание событий до их совершения).
Директор московского Центра лечебной педагогики Анна Львовна Битова многократно отмечала, что у проживающих в интернате детей катастрофически не хватает личного пространства и условий для развития: они живут, едят, спят, играют в одной и той же кровати. Дети с синдромом Дауна с большим потенциалом развития, находящиеся вместе с неговорящими детьми, не имеют возможности научиться говорить.
На основании многолетнего опыта контактов и взаимодействия Псковского ЦЛП с церковными организациями Александр Михайлович Царев определил барьеры, стоящие на пути духовно-нравственного воспитания детей с ментальной инвалидностью. Это, в частности, существующее в семьях таких детей и в их социальном окружении представления о наказании, о «Божьей каре». Это отсутствие у большинства прихожан опыта контактов с людьми, имеющими ментальную инвалидность, и их семьями. Это родительский страх негативной реакции прихожан и священника из-за проблем поведения ребенка в храме. Это формальное взаимодействие между семьей, специалистами, священниками и сотрудниками храмов в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Для преодоления упомянутых барьеров, по мнению А.М. Царева, необходимо, чтобы дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, так же, как и все остальные люди, участвовали в богослужениях. Многим из них недоступно понимание смысла, происходящего в храме на интеллектуальном уровне, но на уровне духовном этот смысл не нуждается в переводе или дополнительном объяснении.
Не менее важна задача обучении клира и прихожан. Храм место, где ребенок, его родитель, взрослый инвалид с ментальными нарушениями могут быть окружены истинной любовью. Важно добиваться, чтобы прихожане воспринимали их с истинно христианским чувством. Примером доброго, адекватного отношения к человеку с инвалидностью способен стать священник.
Необходима длительная, целенаправленная, кропотливая работа по изменению нравственной атмосферы. Общество все еще не готово принять ребенка-инвалида таким, каков он есть. Значительная часть населения воспринимает подобного ребенка, если не с опасением и брезгливостью, то равнодушно холодно. Инвалиды и их близкие нередко пребывают в неком духовном вакууме, в ситуации отторжения. Огромные потенциальные возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, оказываются нереализованными, невостребованными.
Да, что дети, их родители сами нуждаются в помощи в не меньшей мере. Жесток городской уклад, холоден учитель, требовательна и строга мать. Она опекает, защищает, охраняет, а в итоге ограждает своё чадо от мира. Любой ребенок, тем паче ребенок-инвалид, нуждается в нашей любви. В любви матери, которой не следует принимать на себя роль педагога. В любви близких, коим не рекомендуем ни чрезмерно опекать, ни тем более попрекать, дразнить, «дрессировать» физически или умственно несостоятельного родственника. В любви учителя, чья требовательность должна сочетаться с искренней заинтересованностью в успехе особого ученика. Школьный наставник не вправе раздражаться, психологически «выгорать» (о чем стало модно писать и говорить в последнее время). «Помочь родителям и педагогам может христианское вероучение.
Русская Православная Церковь имеет положительный опыт в организации церковной заботы об инвалидах, но этой деятельностью занимаются пока не многие приходы. Как правило, храм начинает заниматься помощью одной категории людей с инвалидностью, постепенно в этот храм приходят инвалиды и других категорий, создается социально ориентированный приход. Нередко возникает проблема, как инвалиду добраться до храма. Полагаю, помощь в этом могли бы оказывать прихожане – соседи такого инвалида. Точно также по-соседски, прихожане могли бы курировать подростков-инвалидов, переживших своих родителей и оставшихся без их защиты. Возможно, при определенных обстоятельствах прихожане близлежащего храма могли бы помогать таким людям с тем, чтобы они не попадали в учреждения соцзащиты. Помощь семьям, в которых живут дети и взрослые с инвалидностью, а также инвалидам в социальных учреждениях может объединить приход в деле милосердия. В реализации этих задач решающее значение имеет позиция настоятеля храма или монастыря и помощь активных прихожан и добровольцев. Крайне важно, чтобы в каждой епархии, существовал социально ориентированный приход по помощи инвалидам.
Безусловно, храм и прихрамовая территория должны иметь удобный доступ Инвалиду должно быть обеспечено полноценное пребывание внутри храма: рельефные иконы, тактильные схемы, напольные дорожки для незрячих, сурдоперевод для неслышащих, специальные тексты и тифлосурдопереводчики для тех, кто не видит или не слышит - и другие возможности для того, чтобы почувствовать красоту богослужения, чтобы участвовать в общей молитве.
Для полноценного окормления инвалидов нужны специальные знания, поэтому необходимо организовывать в епархиях для клира, социальных работников, прихожан и добровольцев регулярные обучающие семинары по разным направлениям коррекционной педагогики. Особое внимание на них следует уделять индивидуальным психологическим и физическим особенностям разных категорий инвалидов. Прихожане и социальные работники должны знать, как принять в храме инвалида той или иной категории, как не устраниться, не отвергнуть его, а сделать равноценным членом церковной общины.
Для улучшения социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов старше 18 лет в общество необходимо способствовать созданию для них рабочих мест, в том числе при храмах и монастырях. Сегодня выпускникам коррекционных школ труднее устроиться на работу, чем это было в советское время. Если прежде существовал целый перечень специальностей, рекомендуемых для лиц с легкими степенями умственной отсталости - грузчик, дворник, кастелянша, рабочий зеленого хозяйства, фасовщик - то сегодня на эти должности работодатели предпочитают нанимать гастарбайтеров. (Опыт Ленобласти – Благотворительный фонд социальной реабилитации «Место под солнцем»).
Важное направление работы - поддержка семей, в которых есть инвалиды (дети, подростки взрослые) с тяжелыми формами инвалидности. На содержание ребенка в ДДИ в Ленобласти тратят 44 тыс. в мес., в Москве – 117. Почему не С 1 января 2015 года вступит в силу ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», в нем есть пункт о компенсации расходов инвалидов или родителей на покупку социальных услуг у организаций любых форм собственности. Религиозные организации, в том числе православные НКО, должны быть конкурентоспособными и активно включаться в программы по получению средств и субсидий и грантовые конкурсы для реализации социальных проектов по помощи инвалидам. Это могут быть в том числе и услуги по социальному сопровождению, в т. ч. услуги по поддерживаемому проживанию инвалидов и их семей, социальной и иной реабилитации.
Священнослужители, как никто другой способны утешать, поддерживать, духовно направлять родителей детей-инвалидов, воспитывать у них чувство ответственности за судьбу своих чад. Помогать избавляться от чувства обреченности, вины, наказания.
Необходимо организовывать на приходах группы добровольцев, готовых и способных осуществлять сопровождение семей с детьми-инвалидами и взрослыми инвалидами, оказывая регулярную бытовую и социальную помощь. Каждый приход должен обладать информацией о количестве семей, воспитывающих детей или взрослых с инвалидностью на окормляемой им территории, о необходимой помощи и ее регулярности таким семьям, у каждой семьи должен быть добровольный помощник из числа прихожан храма. Культуре полезности с успехом может противостоять человеколюбие, деятельная благотворительность православных христиан.
Церковь сможет стать полноправным участником системы реабилитации инвалидов, и это сделает все наше общество более заботливым и милостивым.
Со своей стороны, Институт коррекционной педагогики РАО готов участвовать в социальных проектах помощи инвалидам, осуществляемых в епархиальных отделах социальной направленности, организуемый Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
Фото: Диакония.ru
Пресс-служба Кубанской митрополии / Диакония.ru
|
|