Поджоги кряшенских храмов: кому это выгодно? » Православная Кубань
Православная Кубань

На главную


Святейший Патриарх и Священный Синод благословили митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору продолжить управление Екатеринодарской епархией

В Краснодаре пройдет заключительный концерт XII фестиваля православной авторской песни «Величай, душе моя»

При Рождественском храме г. Краснодара открывается казачья площадка для детей

Объявлен сбор вопросов Святейшему Патриарху Кириллу в рамках VII Международного фестиваля «Вера и Слово»

В храмах Краснодара пройдут мероприятия, посвященные празднованию Пасхи

Все анонсы
Архиерейские служения

О Кубанской митрополии

Епархиальные отделы

ОРОиК

Социальное служение

Епархиальная комиссия по канонизации

Паломнический центр

Отдел по тюремному служению

Отдел по взаимодействию с казачеством

Научно-Методический Миссионерский Центр

Наша газета

Епархиальные документы

Циркулярные письма

Распоряжения

Указы

Вебмастеру

Cтарый сайт епархии

Почта епархии: Написать нам письмо

Rss в формате Яндекс новости

  Поджоги кряшенских храмов: кому это выгодно?  
  Поджоги кряшенских храмов: кому это выгодно?Поджоги церквей в Татарстане вызвали обеспокоенность в христианском мире. Слава Богу, правоохранительные органы Татарстана установили и задержали 15 человек, причастных к поджогам церквей, сообщает Православие.ru.

Кому же выгодно уничтожать святыни и унижать кряшен, настраивать христиан против мусульман? Об этом говорят священник-кряшен Димитрий Сизов, руководитель Общественной организации кряшен Людмила Белоусова, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Рустам хазрат Батров и исламовед Роман Силантьев.


«Православие для кряшен – часть их этнического мировоззрения»

Священник Димитрий Сизов, настоятель Никольской церкви в селе Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана, редактор интернет-портала «Кряшенская духовная миссия»:

Поджоги кряшенских храмов: кому это выгодно?– Официально кряшены – это этноконфессиональная группа в составе татар Волго-Уральского региона, с чем кряшены согласиться никак не могут, считая себя самостоятельным тюркоязычным народом. По оценкам экспертов, кряшен в России насчитывается 300 тысяч. Проживают кряшены преимущественно в Татарстане (192 селения), а также в Башкирии, Удмуртии и в Челябинской области (нагайбаки) и исповедуют Православие. Православие для кряшен – часть их этнического мировоззрения. Народные праздники и народная религиозность хотя и связаны с рудиментами дохристианского языческого состояния кряшен, но за столетия пребывания кряшен в лоне Церкви теперь пронизаны Православием.

У кряшен есть духовная миссия: это духовный союз, движение православного кряшенского духовенства, верующих кряшен и всех сочувствующих. Движение духовно и идейно объединяет людей, работающих над христианским просвещением кряшен. В Татарстане, по нашим данным, имеется 20 священнослужителей – этнических кряшен. Но не все они являются участниками данного движения. Движение одобряется руководством митрополии – митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием. В силу того, что до сих пор нет высказываний Святейшего Патриарха Кирилла о том, поддерживает ли он кряшен, разделяет ли он мысль, что кряшены – самостоятельная народность, мы не знаем его позиции, а также позиции Священного Синода в отношении кряшенского движения. Как известно, церковными канонами регламентируется вопрос о территориях пастырской ответственности. Территория Кряшенской духовной миссии ограничена Татарстанской митрополией; в силу канонических норм она не распространяется на кряшен, живущих за пределами Татарстанской митрополии: проживающих на территории Башкортостанской, Челябинской, Вятской митрополий, Удмуртской и Марийской епархий.

В первую очередь миссия занимается распространением веры: издается литература на церковно-кряшенском языке, идет образование евхаристической жизни на местах с кряшенским богослужением, совершаются миссионерско-пастырские поездки в кряшенские селения. Первоочередной задачей миссии также является привлечение молодежи к различной деятельности внутри этого движения, в первую очередь в качестве кандидатов для принятия священства.

Но нужно признать, что процесс воцерковления кряшен идет сложно. На смену пожилым верующим дореволюционной эпохи пришли люди, рожденные в годы богоборчества. Если это даже люди верующие, то, как правило, поверхностно знающие христианское вероучение и глубоко не укорененные в традиции православной духовности. Естественно, что они не могут оказать благотворного влияния на своих детей и внуков, а если это и происходит, то влияние минимально. Осложняет процесс воцерковления и то, что многие кряшены учились в татарских национальных школах, которые начали появляться в кряшенских селах после 1926 года. Через обучение в татарских школах кряшены впитывают религиозные и мировоззренческие смыслы, культуру и дух татарского народа. Я не говорю, что я против татарской культуры, а лишь констатирую, что она далека от христианства и христианского культурного кода.

Видно, что у некоторой части кряшенской молодежи есть стремление к Церкви. Она интересуется вероучением и духовностью, но, по моим ощущениям, процесс этот пока вялый. Но не может не радовать, что уже начали появляться молодые люди, которые сами инициируют строительство церквей в кряшенских селениях или другие православные проекты. Поэтому акции с поджогами церквей многих кряшен просто шокировали и, думаю, никого не оставили равнодушными, так как ничего подобного не было в истории Православия в Поволжье. В сети Интернет от некоторой части адекватно мыслящих представителей кряшенской молодежи приходилось читать такие высказывания, что «Господь попустил сожжение храмов, значит, Он хочет, чтобы мы что-то поняли. А понять мы должны одно: наша вера недостаточна крепка. Вера должна быть деятельна: необходимо принимать по силам участие в восстановлении сожженных храмов».


«Наши враги хотят рассорить православных и мусульман, живущих рядом веками»

Людмила Белоусова, руководитель исполкома Общественной организации кряшен Республики Татарстан, главный редактор культурно-просветительской газеты кряшен «Туганайлар» (Казань):


– Кряшены – самые обыкновенные россияне, которые «проснулись» в годы перестройки и перенесли все тяготы жизни вместе со своей страной. Тем не менее, у кряшен есть своя новейшая история, потери и достижения.

Поджоги кряшенских храмов: кому это выгодно?Несмотря на то, что нашу общественную организацию представляют светские люди, мы всегда сотрудничали с Церковью и священнослужителями. Не было случая, чтобы мы не пригласили духовенство на наши мероприятия, будь это Рождественский фестиваль, молодежный форум или научная конференция. Наши ученые, журналисты были в составе переводческой группы, когда мы, во главе с отцом Павлом Павловым, переводили на церковно-кряшенский язык Новый Завет при поддержке Санкт-Петербургского отделения Российского Библейского общества. За участие в этом переводческом проекте мне была вручена владыкой Анастасием благодарственная грамота.

Конечно, было время, когда у кряшен, кроме единичных церквей, не было ничего. Люди встречались и общались в храмах, Церковь их сплачивала. Сегодняшние поджоги храмов говорят о том, что наши враги хотят рассорить православных и мусульман, живущих рядом веками. К счастью, это понимает не только общественность, но и простое население. Впервые за долгое время люди почувствовали боль и тревогу. Ведь сгоревшие церкви были не только памятниками XIX века, это были места, где души христиан общались с Богом.

К счастью, власти оперативно приняли решение по восстановлению храмов и задержанию поджигателей. Также благодарны мы и мусульманам, которые поддержали нас словом и делом. Духовное управление мусульман Чувашии перечислило на восстановление храмов 1 миллион рублей. Так что я не думаю, что в Татарстане есть люди, которым не нравится процесс воцерковления кряшен. Есть те, кто хочет раскачать лодку, нарушить стабильность, рассорить многонациональный российский народ. Поэтому я призываю не поддаваться провокациям.

У нас были сложные времена в 1990–2000-е годы. Тогда кряшен не хотели признавать отдельной народностью. Но даже в те сложные времена никто не сжигал наши церкви, потому что для всех они были святыми. Не процесс воцерковления кряшен кому-то не нравится – не нравится создаваемый на протяжении веков мир между христианами и мусульманами. Нельзя использовать кряшен – добрый, тихий, скромный народ – в чьих-то грязных играх.


«Поджигатели храмов пытаются бросить тень на мусульман»

Рустам хазрат Батров, первый заместитель муфтия – председателя Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Республики Татарстан:

Поджоги кряшенских храмов: кому это выгодно?– Мусульмане очень обеспокоены данными событиями, потому что к нашим православным согражданам мы относимся не просто как к соседям, а как к братьям и сестрам. В Священном Коране заповедано крайне уважительно относиться к «людям Библии»: к христианам и иудеям. Поэтому совершенные преступниками злодеяния взволновали мусульманскую общественность республики. Не случайно муфтий Камиль Самигуллин осудил эти не имеющие оправдания акты вандализма. Причем сделал это вместе с митрополитом Анастасием в рамках совместного заявления. А прихожане наших мечетей откликнулись на беду православных братьев и собрали средства на восстановление сожженных храмов.

Данные события наводят на мысль, что кто-то хочет посягнуть на наш многоконфессиональный союз, поссорить нас друг с другом. Попытаться стереть память о том, что наши предки веками жили дружно на одной земле, сражаясь за общую Родину плечом к плечу.

Сегодня, к сожалению, у многих возникают мысли, что в поджогах православных храмов виноваты мусульмане. Но я с уверенностью могу сказать, что ислам абсолютно никак не мотивирует людей на злодеяния, тем более такого характера. Ислам учит нас тому, что нельзя убивать и причинять вред священнослужителям и храмам. Те, кто поджигают храмы, пытаются посеять недоверие между нами, хотят бросить тень на мусульман. Поэтому даже в мыслях нельзя допускать, что ислам имеет какое-то отношение к поджогам церквей. Это сделали преступники. Ни одна из существующих религий, тем более ислам, тут ни при чем.

Среди подозреваемых в поджоге храмов есть люди с уголовным прошлым. Так, один из задержанных отсидел в тюрьме шесть лет за изнасилование. Ислам не мотивирует людей на преступления. Кто бы ни оказался в конечном итоге виновным, он является просто бандитом, который не чтит никаких религиозных норм: ни мусульманских, ни христианских.

Люди, которые пытаются раскачать ситуацию межконфессионального мира, ни перед чем не остановятся. Эти люди не только поджигают православные храмы, но и пытаются поджигать мечети. Так, 13 августа в поселке Большие Клыки пытались поджечь мечеть. Этим людям всё равно, что жечь: мечети или церкви, главное – попытаться раскачать межконфессиональный мир.


«Единственный способ нормализовать ситуацию в республике – полностью поменять политику в религиозной и национальной сфере»

Роман Силантьев, исламовед, директор Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества:

Поджоги кряшенских храмов: кому это выгодно?– Я считаю, что причина поджогов православных храмов в Татарстане – проваленная государственно-религиозная политика республики. Мы имеем хорошую работу правоохранительных органов, адекватное руководство муфтията, хорошие межрелигиозные отношения, но при этом в Татарстане существует заметная группа террористов, которая возникла при попустительстве властей.

Сравнивая Татарстан с другими регионами, например с Башкирией, где также наблюдается присутствие ваххабитских экстремистов, мы видим, что при одинаковом конфессиональном составе населения поджогов православных храмов в Башкирии нет. Нет и таких резонансных терактов.

Татарстан на сегодняшний день находится на одном из первых мест по террористической угрозе в стране. Даже в Чечне сейчас гораздо спокойнее, чем в Татарстане. Отмечу, что виноват здесь совсем не Рустам Нургалиевич Минниханов. Ему просто досталось проблемное наследство – ведь именно при его предшественнике в республике появились первые ваххабитские общины, чиновники пропитались ваххабитской идеологией, откровенные ваххабиты встали во главе мусульманской общины и начались первые теракты. Единственный способ нормализовать ситуацию в республике – полностью поменять политику в религиозной и национальной сфере.

Какие проблемы сейчас стоят и требуют незамедлительного решения?

Во-первых, терроризм: атаки на православные храмы и часовни (поджоги храмов и домов священников, минирование и осквернение храмов, часовен и святых источников); убийства и покушения на убийство дружественных Церкви мусульманских духовных лидеров; «классические» теракты (подрывы трубопроводов, ракетные атаки объектов химической промышленности и т.д.).

Во-вторых, экстремизм: требования к православным перейти в ислам, включая угрозы священнослужителям; массовые публичные акции террористических организаций («Хизб-ут-Тахрир») и радикальных русофобствующих националистов (движение «Азатлык»), «шариатские патрули» в ряде населенных пунктов республики.

В-третьих, ущемление прав православных: хамское и пренебрежительное отношение чиновников к православному духовенству, отказ в возврате храмов (только по Казани более 10 случаев), запрет на преподавание «Основ православной культуры» (по личному распоряжению М.Ш. Шаймиева, в республике можно выбрать только основы мировых религий или светской этики), препятствование строительству новых храмов, требования уничтожить установленные поклонные кресты и борьба с «якорными» крестами (якобы попирающими полумесяц; были демонтированы с Благовещенского собора в Казанском кремле), ограничение допуска православных священников в школы, больницы и т.д., запреты на колокольный звон и крестные ходы, приоритетное финансирование строительства мечетей, в том числе за пределами республики (в Татарстане при равном соотношении православных и мусульман число мечетей в 7 раз превышает число православных храмов – 1524 против 224; мечети при участии властей Татарстана были заложены или построены в Вологде, Находке, Владивостоке и Калининграде); а также ущемление прав русских и кряшен. Приоритетное финансирование татарской культуры и языка, уменьшение количества часов русского языка в школах, принудительное обучение татарскому с уровня детских садов (23 декабря в ряде городов России прошли пикеты в поддержку русского языка в Республике Татарстан); непропорциональное представительство национальностей в госаппарате республики (из 18 министров только трое русских при 40% русского населения); искусственные расколы русских и кряшенских организаций с целью установления над ними контроля; поощряемая русо- и ортодоксофобия в школьных и вузовских учебниках, научных исследованиях, кинематографе и театральных постановках. Категорический отказ в признании кряшен отдельным народом, принудительное включение их в татарский этнос при лозунге «ислам – религия татар», объявление кряшен предателями татарского народа. Нарушение права кряшен на самоопределение во время переписей населения (настойчиво требуют записываться татарами). Принудительное строительство мечетей в кряшенских селах и деревнях за счет бюджета республики.

Подготовила Анна Ерахтина


Фото: Православие.ru

Пресс-служба Кубанской митрополии
 

Главное

Патриаршее поздравление митрополиту Екатеринодарскому Исидору c 75-летием со дня рожденияСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с 75-летием со дня рождения...
Поздравление с юбилеем от губернатора Краснодарского краяВениамин Кондратьев поздравил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с юбилеем...
Поздравление с юбилеем от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВарсонофияУправляющий делами Московской Патриархии поздравил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с юбилеем...

Архив новостей

Июнь 2016 (7)
Май 2016 (80)
Апрель 2016 (61)
Март 2016 (43)
Февраль 2016 (56)
Январь 2016 (45)

Актуально

Новости Церкви

Священный Синод

Межсоборное присутствие

Архиерейский Собор

Документы

Публикации

Фоторепортажи

Завершился семинар «Технологии церковной работы с наркозависимыми». Фоторепортаж

Завершился семинар «Технологии церковной работы с наркозависимыми». ФоторепортажС 30 мая по 1 июня семинар проходил в конференц-зале Екатерининского кафедрального собора г. Краснодара...

Видеотека