|
31 января 2014
Поджоги церквей в Татарстане вызвали обеспокоенность в христианском мире. Слава Богу, правоохранительные органы Татарстана установили и задержали 15 человек, причастных к поджогам церквей, сообщает Православие.ru. Кому же выгодно уничтожать святыни и унижать кряшен, настраивать христиан против мусульман? Об этом говорят священник-кряшен Димитрий Сизов, руководитель Общественной организации кряшен Людмила Белоусова, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Рустам хазрат Батров и исламовед Роман Силантьев.
«Православие для кряшен – часть их этнического мировоззрения»
Священник Димитрий Сизов, настоятель Никольской церкви в селе Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана, редактор интернет-портала «Кряшенская духовная миссия»:
– Официально кряшены – это этноконфессиональная группа в составе татар Волго-Уральского региона, с чем кряшены согласиться никак не могут, считая себя самостоятельным тюркоязычным народом. По оценкам экспертов, кряшен в России насчитывается 300 тысяч. Проживают кряшены преимущественно в Татарстане (192 селения), а также в Башкирии, Удмуртии и в Челябинской области (нагайбаки) и исповедуют Православие. Православие для кряшен – часть их этнического мировоззрения. Народные праздники и народная религиозность хотя и связаны с рудиментами дохристианского языческого состояния кряшен, но за столетия пребывания кряшен в лоне Церкви теперь пронизаны Православием.
У кряшен есть духовная миссия: это духовный союз, движение православного кряшенского духовенства, верующих кряшен и всех сочувствующих. Движение духовно и идейно объединяет людей, работающих над христианским просвещением кряшен. В Татарстане, по нашим данным, имеется 20 священнослужителей – этнических кряшен. Но не все они являются участниками данного движения. Движение одобряется руководством митрополии – митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием. В силу того, что до сих пор нет высказываний Святейшего Патриарха Кирилла о том, поддерживает ли он кряшен, разделяет ли он мысль, что кряшены – самостоятельная народность, мы не знаем его позиции, а также позиции Священного Синода в отношении кряшенского движения. Как известно, церковными канонами регламентируется вопрос о территориях пастырской ответственности. Территория Кряшенской духовной миссии ограничена Татарстанской митрополией; в силу канонических норм она не распространяется на кряшен, живущих за пределами Татарстанской митрополии: проживающих на территории Башкортостанской, Челябинской, Вятской митрополий, Удмуртской и Марийской епархий.
В первую очередь миссия занимается распространением веры: издается литература на церковно-кряшенском языке, идет образование евхаристической жизни на местах с кряшенским богослужением, совершаются миссионерско-пастырские поездки в кряшенские селения. Первоочередной задачей миссии также является привлечение молодежи к различной деятельности внутри этого движения, в первую очередь в качестве кандидатов для принятия священства.
Но нужно признать, что процесс воцерковления кряшен идет сложно. На смену пожилым верующим дореволюционной эпохи пришли люди, рожденные в годы богоборчества. Если это даже люди верующие, то, как правило, поверхностно знающие христианское вероучение и глубоко не укорененные в традиции православной духовности. Естественно, что они не могут оказать благотворного влияния на своих детей и внуков, а если это и происходит, то влияние минимально. Осложняет процесс воцерковления и то, что многие кряшены учились в татарских национальных школах, которые начали появляться в кряшенских селах после 1926 года. Через обучение в татарских школах кряшены впитывают религиозные и мировоззренческие смыслы, культуру и дух татарского народа. Я не говорю, что я против татарской культуры, а лишь констатирую, что она далека от христианства и христианского культурного кода.
Видно, что у некоторой части кряшенской молодежи есть стремление к Церкви. Она интересуется вероучением и духовностью, но, по моим ощущениям, процесс этот пока вялый. Но не может не радовать, что уже начали появляться молодые люди, которые сами инициируют строительство церквей в кряшенских селениях или другие православные проекты. Поэтому акции с поджогами церквей многих кряшен просто шокировали и, думаю, никого не оставили равнодушными, так как ничего подобного не было в истории Православия в Поволжье. В сети Интернет от некоторой части адекватно мыслящих представителей кряшенской молодежи приходилось читать такие высказывания, что «Господь попустил сожжение храмов, значит, Он хочет, чтобы мы что-то поняли. А понять мы должны одно: наша вера недостаточна крепка. Вера должна быть деятельна: необходимо принимать по силам участие в восстановлении сожженных храмов».
«Наши враги хотят рассорить православных и мусульман, живущих рядом веками»
Людмила Белоусова, руководитель исполкома Общественной организации кряшен Республики Татарстан, главный редактор культурно-просветительской газеты кряшен «Туганайлар» (Казань):
– Кряшены – самые обыкновенные россияне, которые «проснулись» в годы перестройки и перенесли все тяготы жизни вместе со своей страной. Тем не менее, у кряшен есть своя новейшая история, потери и достижения.
Несмотря на то, что нашу общественную организацию представляют светские люди, мы всегда сотрудничали с Церковью и священнослужителями. Не было случая, чтобы мы не пригласили духовенство на наши мероприятия, будь это Рождественский фестиваль, молодежный форум или научная конференция. Наши ученые, журналисты были в составе переводческой группы, когда мы, во главе с отцом Павлом Павловым, переводили на церковно-кряшенский язык Новый Завет при поддержке Санкт-Петербургского отделения Российского Библейского общества. За участие в этом переводческом проекте мне была вручена владыкой Анастасием благодарственная грамота.
Конечно, было время, когда у кряшен, кроме единичных церквей, не было ничего. Люди встречались и общались в храмах, Церковь их сплачивала. Сегодняшние поджоги храмов говорят о том, что наши враги хотят рассорить православных и мусульман, живущих рядом веками. К счастью, это понимает не только общественность, но и простое население. Впервые за долгое время люди почувствовали боль и тревогу. Ведь сгоревшие церкви были не только памятниками XIX века, это были места, где души христиан общались с Богом.
К счастью, власти оперативно приняли решение по восстановлению храмов и задержанию поджигателей. Также благодарны мы и мусульманам, которые поддержали нас словом и делом. Духовное управление мусульман Чувашии перечислило на восстановление храмов 1 миллион рублей. Так что я не думаю, что в Татарстане есть люди, которым не нравится процесс воцерковления кряшен. Есть те, кто хочет раскачать лодку, нарушить стабильность, рассорить многонациональный российский народ. Поэтому я призываю не поддаваться провокациям.
У нас были сложные времена в 1990–2000-е годы. Тогда кряшен не хотели признавать отдельной народностью. Но даже в те сложные времена никто не сжигал наши церкви, потому что для всех они были святыми. Не процесс воцерковления кряшен кому-то не нравится – не нравится создаваемый на протяжении веков мир между христианами и мусульманами. Нельзя использовать кряшен – добрый, тихий, скромный народ – в чьих-то грязных играх.
«Поджигатели храмов пытаются бросить тень на мусульман»
Рустам хазрат Батров, первый заместитель муфтия – председателя Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Республики Татарстан:
– Мусульмане очень обеспокоены данными событиями, потому что к нашим православным согражданам мы относимся не просто как к соседям, а как к братьям и сестрам. В Священном Коране заповедано крайне уважительно относиться к «людям Библии»: к христианам и иудеям. Поэтому совершенные преступниками злодеяния взволновали мусульманскую общественность республики. Не случайно муфтий Камиль Самигуллин осудил эти не имеющие оправдания акты вандализма. Причем сделал это вместе с митрополитом Анастасием в рамках совместного заявления. А прихожане наших мечетей откликнулись на беду православных братьев и собрали средства на восстановление сожженных храмов.
Данные события наводят на мысль, что кто-то хочет посягнуть на наш многоконфессиональный союз, поссорить нас друг с другом. Попытаться стереть память о том, что наши предки веками жили дружно на одной земле, сражаясь за общую Родину плечом к плечу.
Сегодня, к сожалению, у многих возникают мысли, что в поджогах православных храмов виноваты мусульмане. Но я с уверенностью могу сказать, что ислам абсолютно никак не мотивирует людей на злодеяния, тем более такого характера. Ислам учит нас тому, что нельзя убивать и причинять вред священнослужителям и храмам. Те, кто поджигают храмы, пытаются посеять недоверие между нами, хотят бросить тень на мусульман. Поэтому даже в мыслях нельзя допускать, что ислам имеет какое-то отношение к поджогам церквей. Это сделали преступники. Ни одна из существующих религий, тем более ислам, тут ни при чем.
Среди подозреваемых в поджоге храмов есть люди с уголовным прошлым. Так, один из задержанных отсидел в тюрьме шесть лет за изнасилование. Ислам не мотивирует людей на преступления. Кто бы ни оказался в конечном итоге виновным, он является просто бандитом, который не чтит никаких религиозных норм: ни мусульманских, ни христианских.
Люди, которые пытаются раскачать ситуацию межконфессионального мира, ни перед чем не остановятся. Эти люди не только поджигают православные храмы, но и пытаются поджигать мечети. Так, 13 августа в поселке Большие Клыки пытались поджечь мечеть. Этим людям всё равно, что жечь: мечети или церкви, главное – попытаться раскачать межконфессиональный мир.
«Единственный способ нормализовать ситуацию в республике – полностью поменять политику в религиозной и национальной сфере»
Роман Силантьев, исламовед, директор Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества:
– Я считаю, что причина поджогов православных храмов в Татарстане – проваленная государственно-религиозная политика республики. Мы имеем хорошую работу правоохранительных органов, адекватное руководство муфтията, хорошие межрелигиозные отношения, но при этом в Татарстане существует заметная группа террористов, которая возникла при попустительстве властей.
Сравнивая Татарстан с другими регионами, например с Башкирией, где также наблюдается присутствие ваххабитских экстремистов, мы видим, что при одинаковом конфессиональном составе населения поджогов православных храмов в Башкирии нет. Нет и таких резонансных терактов.
Татарстан на сегодняшний день находится на одном из первых мест по террористической угрозе в стране. Даже в Чечне сейчас гораздо спокойнее, чем в Татарстане. Отмечу, что виноват здесь совсем не Рустам Нургалиевич Минниханов. Ему просто досталось проблемное наследство – ведь именно при его предшественнике в республике появились первые ваххабитские общины, чиновники пропитались ваххабитской идеологией, откровенные ваххабиты встали во главе мусульманской общины и начались первые теракты. Единственный способ нормализовать ситуацию в республике – полностью поменять политику в религиозной и национальной сфере.
Какие проблемы сейчас стоят и требуют незамедлительного решения?
Во-первых, терроризм: атаки на православные храмы и часовни (поджоги храмов и домов священников, минирование и осквернение храмов, часовен и святых источников); убийства и покушения на убийство дружественных Церкви мусульманских духовных лидеров; «классические» теракты (подрывы трубопроводов, ракетные атаки объектов химической промышленности и т.д.).
Во-вторых, экстремизм: требования к православным перейти в ислам, включая угрозы священнослужителям; массовые публичные акции террористических организаций («Хизб-ут-Тахрир») и радикальных русофобствующих националистов (движение «Азатлык»), «шариатские патрули» в ряде населенных пунктов республики.
В-третьих, ущемление прав православных: хамское и пренебрежительное отношение чиновников к православному духовенству, отказ в возврате храмов (только по Казани более 10 случаев), запрет на преподавание «Основ православной культуры» (по личному распоряжению М.Ш. Шаймиева, в республике можно выбрать только основы мировых религий или светской этики), препятствование строительству новых храмов, требования уничтожить установленные поклонные кресты и борьба с «якорными» крестами (якобы попирающими полумесяц; были демонтированы с Благовещенского собора в Казанском кремле), ограничение допуска православных священников в школы, больницы и т.д., запреты на колокольный звон и крестные ходы, приоритетное финансирование строительства мечетей, в том числе за пределами республики (в Татарстане при равном соотношении православных и мусульман число мечетей в 7 раз превышает число православных храмов – 1524 против 224; мечети при участии властей Татарстана были заложены или построены в Вологде, Находке, Владивостоке и Калининграде); а также ущемление прав русских и кряшен. Приоритетное финансирование татарской культуры и языка, уменьшение количества часов русского языка в школах, принудительное обучение татарскому с уровня детских садов (23 декабря в ряде городов России прошли пикеты в поддержку русского языка в Республике Татарстан); непропорциональное представительство национальностей в госаппарате республики (из 18 министров только трое русских при 40% русского населения); искусственные расколы русских и кряшенских организаций с целью установления над ними контроля; поощряемая русо- и ортодоксофобия в школьных и вузовских учебниках, научных исследованиях, кинематографе и театральных постановках. Категорический отказ в признании кряшен отдельным народом, принудительное включение их в татарский этнос при лозунге «ислам – религия татар», объявление кряшен предателями татарского народа. Нарушение права кряшен на самоопределение во время переписей населения (настойчиво требуют записываться татарами). Принудительное строительство мечетей в кряшенских селах и деревнях за счет бюджета республики.
Подготовила Анна Ерахтина
Фото: Православие.ru
Пресс-служба Кубанской митрополии
|
|