Должна ли церковная архитектура быть современной? » Православная Кубань
Православная Кубань

На главную


Святейший Патриарх и Священный Синод благословили митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору продолжить управление Екатеринодарской епархией

Предстоящие служения Главы Кубанской митрополии. Июнь 2016 г.

Объявлен сбор вопросов Святейшему Патриарху Кириллу в рамках VII Международного фестиваля «Вера и Слово»

Осторожно! Человек выдает себя за священнослужителя

Интерактивная карта храмов и монастырей Екатеринодарской епархии

Все анонсы
Архиерейские служения

О Кубанской митрополии

Епархиальные отделы

ОРОиК

Социальное служение

Епархиальная комиссия по канонизации

Паломнический центр

Отдел по тюремному служению

Отдел по взаимодействию с казачеством

Научно-Методический Миссионерский Центр

Наша газета

Епархиальные документы

Циркулярные письма

Распоряжения

Указы

Вебмастеру

Cтарый сайт епархии

Почта епархии: Написать нам письмо

Rss в формате Яндекс новости

  Должна ли церковная архитектура быть современной?  
  Должна ли церковная архитектура быть современной?21 февраля 2013 г. в храме Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при центре детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве прошел круглый стол «Современная храмовая архитектура: поиск нового образа».

Молодые церковные архитекторы представили свои работы и выслушали критику. По их мнению церковная архитектура должна отражать современный культурный контекст – как может выглядеть этот контекст?

«Новое поколение не чувствует разрыва с традицией и поэтому обращаются с ней более свободно» — считает известный искусствовед и историк церковного искусства Ирина Языкова. Вместе с десятком крупнейших церковных архитекторов 21 февраля она приняла участие в работе круглого стола посвященного современной храмовой архитектуре и состоявшемся в помещении храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на территории Федерального научно-клинического центра гематологии. Организаторами встречи стали редакция журнала о церковной архитектуре «Храмоздатель» и архитектурная мастерская Андрея Анисимова, чьи молодые архитекторы представили участникам круглого стола собственные работы, отражающие их видение того какой может быть современная храмовая архитектура в XXI веке.

Собственно «современный контекст» церковной архитектуры и стал центральным вопросом, вокруг которого развязалась бурная дискуссия. В своем докладе оппонент молодых архитекторов председатель Комиссии Союза архитекторов России Михаил Кеслер критически высказался о целесообразности использования приемов современной светской (в первую очередь западной) архитектуры в области храмового зодчества: «Исторически эволюция церковной архитектуры, происходила в рамках церковной же культуры. Новые храмы продолжали каноническую традицию предыдущих веков, а не подражали секулярной архитектуре, родившейся в рамках культуры светской. Очень плавный переход от стиля к стилю происходил естественным путем.– Не смотря на это, он подчеркнул, что бездумное копирование старых образцов не может стать единственным выходом. — Проектировать нужно не просто подражая средневековым памятникам, а используя все традиционные приемы строить современные храмы. В понятии канона нет ничего строго закрепленного, но есть каноническая традиция. Не нужно ничего специально выдумывать, дух творчества и эксперимента, желания заявить о себе, естественный в архитектурном институте не слишком подходит для церковного зодчества».

За авангардные проекты молодых архитекторов вступились старшие товарищи и крупные специалисты, настроенные к современной архитектуре более благосклонно: «У нас в стране произошел разрыв традиции, наше, старшее, поколение хотело традицию восстановить, ликвидировать этот разрыв, отсюда и наш консерватизм. – Считает известный историк церковного искусства Ирина Языкова. — Новое поколение должно сделать шаг вперед. В их работах нет шума, они приходят к лаконичным чистым формам, и это нормально».

«Для ребят это только начало пути, они очистили форму от признаков стиля, что будет дальше покажет время, --подчеркнул руководитель мастерской Андрей Анисимов. -- Мы не можем запретить внутри нашего коллектива мыслить как-то иначе, нежели это принято, хотя большинство храмов мы проектируем в традиционном стиле. Проекты наших ребят – это плод серьезной работы, они берут за основание традиционные церковные формы, архетипы и пытаются предложить современное их решение».

В ходе дискуссии прозвучали и замечания относительно излишнего символизма некоторых решений молодых архитекторов (так храм-спираль, по мысли автора должен символизировать схождение Святого Духа). По мнению ряда участников, кроме символики формы архитектор обязан учитывать и ее «естественную характеристику». Архитектура может быть неуютной , агрессивной (как ломанные, перекошенные очертания некоторых современных католических храмов, построенных в авангардном стиле). Традиционные формы отобраны церковным коллективным сознанием именно потому, что для храма они наиболее подходят, как для помещения куда человек приходит молиться, вне зависимости от всякого символизма и смелости замысла архитектора.

Своеобразный итог подвел сибирский священник Андрей Юревич, архитектор по образованию: «Все мы приехали сюда не в каретах, а на машинах, мы сидим не в камзолах, а в современных пиджаках. Нам нужна современная храмовая архитектура, ведь она – это язык которым мы обращаемся к Богу, и этот язык не обязательно должен быть архаичным. Нет той грани которая отделяет допустимое от недопустимого в храмовой архитектуре. Уместное от неуместного. Эту грань проводит сам архитектор, -- убежден он. -- Но ратуя за движение вперед мы должны осознавать для себя и границы, не в стилях, а в духе. Каждый человек, который занимается христианской архитектурой должен жить напряженной христианской жизнью, ибо сегодня мы имеем множество примеров, когда обычные традиционные храмы строят люди неверующие, и зачастую это заканчивается профанацией».

Нужно отметить, что сам храм, в чьем помещении проходила встреча – является ярким образцом синтеза консервативного подхода к церковной архитектуре и творческого эксперимента.

Внешний экстерьер храма выполненный в русле русской школы церковного зодчества (и во многом напоминающий памятники церковного модерна начала века, вроде храмов Щусева) контрастирует с подчеркнуто византийским интерьером, греческим низким иконостасом в виде парапета с колоннадой. Вместо привычной нам сплошной стены алтарной преграды здесь имеются только отдельно стоящие опоры, несущие каменный архитрав с иконами деисусного чина, иконы же нижнего ряда покоятся в нишах между колоннами, так, что в зазорах между иконами можно разглядеть подробности алтаря.

Фото: quadraturacirculi.breezi.com:


«Нескучный сад» / Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской
 

Главное

Патриаршее поздравление митрополиту Екатеринодарскому Исидору c 75-летием со дня рожденияСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с 75-летием со дня рождения...
Поздравление с юбилеем от губернатора Краснодарского краяВениамин Кондратьев поздравил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с юбилеем...
Поздравление с юбилеем от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВарсонофияУправляющий делами Московской Патриархии поздравил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с юбилеем...

Архив новостей

Июнь 2016 (18)
Май 2016 (81)
Апрель 2016 (61)
Март 2016 (43)
Февраль 2016 (56)
Январь 2016 (45)

Актуально

Новости Церкви

Священный Синод

Межсоборное присутствие

Архиерейский Собор

Документы

Публикации

Фоторепортажи

Финальный концерт фестиваля «Величай, душе моя». Фоторепортаж

Финальный концерт фестиваля «Величай, душе моя». Фоторепортаж6 июня в Концертном зале Кубанского казачьего хора завершился XII Кубанский фестиваль православной авторской песни...

Видеотека