|
11 июля 2008
Зачем на Кубани возрождают практику церковных судов?
ВПЕРВЫЕ на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в Москве председателем Церковного суда назначен кубанский митрополит.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор в беседе с корреспондентом «РГ» рассказал о том, зачем возрождается этот институт, о своем понимании гражданских прав и свобод.
РГ: Ваше Высокопреосвященство, в каких случаях обычный житель Кубани может обратиться в Церковный суд?
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор: Перечень правонарушений, подлежащих рассмотрению, будет в ближайшее время утвержден Священным Синодом. Он включает в себя пять категорий дел: по правонарушениям против веры, против ближнего и христианской нравственности, против правил о монашестве, против иерархического порядка и против пастырской службы. Обычные кубанцы могут обращаться в него по поводу недобросовестных пастырей, по поводу расторжения церковного брака. Церковные суды будут тщательно относиться к приему заявлений. Жалобы от граждан, находящихся вне Церкви, также должны рассматриваться – в случаях церковных правонарушений против ближнего и христианской нравственности.
РГ: Не получится ли разногласия между правом церковным и юридическим?
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор: Особенность подобного суда в том, что он занимается исключительно делами, которые касаются церковной жизни. Светские дела – вне его компетенции. Тем не менее, в нем будут работать и профессиональные юристы. Это значительно облегчит деятельность епархиальных судов на местах.
РГ: Как Вы относитесь к своему назначению в качестве председателя Церковного суда, ведь карательная миссия для христианина – ноша нелегкая?
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор: Я хотел бы, чтобы у нас было как можно меньше конфликтных случаев. Церковное наказание – это особая мера, когда человек упорствует. И смысл работы Церковного суда – не столько в том, чтобы наказывать, сколько побуждать к покаянию и исправлению. Наказание дается на какое-то время, покаяние может его смягчить и даже отменить. Ведь, например, в недавнем конфликте, прежде чем лишить сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида, выступившего с обвинениями против Русской Православной Церкви, 185 священнослужителей во главе с Патриархом пытались убедить его отказаться от заблуждений. Но мы и сейчас готовы к продолжению диалога с бывшим епископом.
РГ: Ваше Высокопреосвященство, чем отличается христианское понимание гражданских прав и свобод?
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор: На последнем Архиерейском Соборе был принят документ «Основы учения Русской православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». На самом деле Церковь не устраняется от подобных проблем. Но и понимает она эти категории несколько иначе, чем это принято у ряда современных правозащитных движений. Для христианина личная свобода не может быть выше ценностей духовного мира. Мне кажется, мы слишком много в свое время говорили о правах человека и совершенно забыли о его ответственности перед Богом, Родиной, семьей. Как следствие – те горькие плоды, которые сейчас пожинаем. Например, кризис института семьи, а отсюда и демографические проблемы. Никакими ссылками на свободу слова и творчества нельзя оправдать и надругательство в публичной сфере и глумление в СМИ над предметами, символами и понятиями, которые почитаются верующими людьми.
РГ: Иногда звучат заявления о том, что на Кубани власти слишком много внимания уделяют нуждам Православной Церкви, порой, за счет налогоплательщиков, нарушая права людей других религиозных конфессий.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор: Ни в одном российском регионе так не пострадали православные храмы в годы советской власти, как в казачьем крае. Порушены были сотни церквей, многие монастыри снесены до основания: Лебяжья Пустынь неподалеку от Краснодара, Иверский женский монастырь в Туапсе. Годами длятся тяжбы вокруг церковного имущества, многие территории, помещения, некогда принадлежавшие Российской православной церкви, ей до сих пор не возвращены. Что касается бюджетных денег на реставрацию зданий православных храмов, то многие из тех помещений, что сохранились, являются не только культовыми, – это памятники истории и архитектуры. Краевая программа по их возрождению открыто обсуждалась и была единогласно утверждена депутатами Законодательного собрания Краснодарского края.
РГ: Ваше Высокопреосвященство, ведутся споры о введении православия в общеобразовательных школах в качестве обязательного предмета. Какие аргументы Вы приводите в дискуссиях? Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор: На последнем Архиерейском соборе снова поднимался этот вопрос, как и о церковном образовании, о необходимости создания воскресных школ во всех приходах. Буквально недавно об этих же проблемах мы разговаривали с атаманом Кубанского казачьего войска. Я считаю, преподавание основ православия должно быть в классах. Поскольку школьники являются гражданами России, они должны знать ее историю и культуру. А как все это можно воспринять без знания основ православия? Беда ведь в том, что из-за определенной политики в СМИ наша молодежь оказалась отлученной от российской культуры. Выросла на западных образцах, «иностранцами» в своей собственной стране. У нас есть опытные педагоги. В Славянском районе уже несколько лет эта дисциплина в качестве эксперимента преподается во многих школах, и никаких проблем там с другими конфессиями не возникло.
РГ: Сегодня на Кубани празднуют День семьи. Этот новый праздник – альтернатива Валентинову Дню?
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор: Восьмое июля – это День памяти чудотворцев муромских, верных супругов Петра и Февронии. Их святые мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме Владимирской области. Я обратился к Владимирскому Владыке с просьбой выделить мне частичку мощей этих святых. Он откликнулся и привез их на Архиерейский собор, в Москву, чтобы передать Екатеринодарской епархии. Сейчас они находятся в Екатеринодарском кафедральном соборе. И все желающие могут прийти и помолиться покровителям супружеской верности и любви. На Архиерейском соборе мы обратились к президентам России, Украины, Белоруссии с просьбой сделать государственным праздником День крещения Руси. И отмечать его так же широко, как празднуется День Кирилла и Мефодия. Надеемся, что нам пойдут навстречу, и российские граждане получат право отметить еще одну великую дату в истории своей страны празднично и молитвенно.
Елена Лубинец КРАСНОДАР
|
|