С 30 октября по 10 ноября 2013 г. по благословению главы Кубанской митрополии Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского в Краснодаре в зале на ул. Рашпилевской, 32 пройдет выставка иконописи профессиональных художников Краснодарского края «Икона православная».Её организаторы – министерство культуры Краснодарского края и Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств.
Выставка посвящается 1025-летию Крещения Руси.
Открытие состоится 30 октября в 16.00 (ул. Рашпилевская, 32).
***
С конца 1980-х годов в Краснодаре и Краснодарском крае началось возрождение традиций православной иконописи и монументальной росписи, прерванное на 70 лет. В течение всего этого времени Краснодарский краевой выставочный зал провел 5 выставок иконописи краснодарских художников.
Выставка «Икона православная», посвященная 1025-летию Крещения Руси, подводит определенный итог развития церковного искусства на Кубани. В ней принимают участие 20 известных и молодых иконописцев Кубани: Владимир Бутов, Людмила Иващенко, Дмитрий Котляров, Вадим Павленко, Роман Мартыненко, Наталья Селюнина, Вячеслав Толмачев, Ольга Мальцева, Ольга Мерехняк, Ирина Беломыцева, Александра Ванькова, Юлия Гирун, Людмила Иващенко, Людмила Немцева, Галина Гапанова. Все эти авторы работают для православных храмов Краснодара и Краснодарского края, Москвы и других городов России. Ожидается также участие студентов Краснодарского государственного университета культуры и искусств (мастерская Е.Г. Вакуленко).
В 1998 г. группа краснодарских художников во главе с мастером из Москвы Александром Спировым расписали в технике масляной живописи кафедральный собор святой Екатерины Краснодара. Здесь впервые была осознана проблема поиска языка, наиболее адекватно отвечающего современному пониманию православной художественной культуры, потребностям литургии и необходимости приобщения неофитов к православной вере.
Позже была расписана церковь «Всех скорбящих радость» (автор росписи Дмитрий Беломыцев), храм Рождества Христова и Ильинская церковь (руководитель Вячеслав Толмачев), новая часовня в поселке Ленина (Юрий Найденов, Ольга Ковтун).
Стилевая эволюция шла от эстетики реалистической и академической живописи к плоскостному древнерусскому языку иконы и фрески, использованию обратной перспективы, усилению монументальности и декоративности. Работу начинали выпускники художественных вузов и училищ, изначально светские люди, которым необходимо было не только разбираться в иконографических программах, но и осознать недостаточность своего «самомышления» и научиться умению подчинять свои интеллектуальные устремления высшим сущностям. Эстетические установки тесно сплетались с догматами православной веры. Технические задачи вытекали из мировоззренческих принципов.
Уже в начале 1900-х возникли проблемы, связанные с применением в традиционных видах искусства современных технико-технологических разработок: применение акриловых красок вместо темперы, масляной живописи вместо фрески.
Художники сочетали светское искусство с иконописью. Один из ярких примеров – Вячеслав Толмачев, принимавший участие в наиболее значимых выставках современного искусства в Краснодаре. Со временем Толмачев оставил светское искусство, как и светскую жизнь. Последнее десятилетие его жизнь подчинена только православному искусству.
Поисками своего места в искусстве Кубани занимался и заслуженный художник России (1950-2007) протоиерей Георгий Иващенко, который помимо икон писал поначалу и парсуны светского содержания. В 1985-1986 годах он учился мастерству в Псково-Печерском монастыре у иконописца архимандрита Зинона, который подарил ему мешок камней-минералов для росписи икон. Проблема языка осознавалась им как проблема технологии. Иващенко – был одним из первых на Кубани, кто собственноручно стал изготавливать краски из минералов.
Эта выставка может быть интересна тем, кому интересно состояние церковного искусства сегодня: отношение к наследию, поиски нового художественного языка в контексте традиционных и авторских технологий.