|
27 ноября 2012
27 ноября 2012 г. в Краснодарской краевой филармонии на Собрании духовенства Екатеринодарской епархии с основным докладом выступил Высокопреосвященнейший митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Публикуем доклад в сокращении.
Дорогие и возлюбленные о Господе всечестные отцы-пастыри, соработники мои на ниве Христовой! Подводя ныне итоги пастырского служения Святой Матери Церкви на всех уровнях многообразной деятельности, где так много отличившихся в доброделании и преуспевающих в истине, – желал бы я остановить ваше внимание на очень важных качествах поприща священнического.
О замечательных сторонах церковно-общественного служения, в социальной, культурной и учительной сферах деятельности вы сегодня достаточно услышали. Услышали и о недостатках в некоторых приходах, о пассивности отдельных настоятелей, к сожалению и глубокой скорби моей.
Мне по долгу управления нашей обширной епархией приходится бывать во многих городах, районных центрах, станицах Кубани для совершения богослужений архиерейским чином, для освящения новых и восстановленных храмов. Красуется земля Кубанская, православно торжествует, оглашаясь звоном колоколен, благовестит о Горнем мире, о Вечности, и всё сие радует.
Но есть ещё и достаточно убогие из вновь открывшихся приходов, где назначенные настоятели едва сводят концы с концами.
Есть и другая сторона явного несоответствия, когда приход развитый при великолепном храме. Всё чин-чином совершается. Народ Божий прибывает, воцерковляясь. И личное хозяйство выглядит солидно (имею в виду личный дом-особняк, дорогую машину).
И было бы по-Божьему, если бы пастырь добрый ещё и добротой отличался, добрыми делами. Помогал бы слабому соседнему приходу от щедрот своих, да и транспортом не скупился, когда нужно отвезти, да доставить что-либо в соседнем-то деле для собрата. К великому сожалению, по старой присказке: «сытый голодного не разумеет». Живут состоятельные приходы «своим мирком», процветая, а бедные – «прозябая». Так не должно быть! О милосердии ныне все говорят, но не все и делают. И вот что впечатляет – помощь чаще приходит от тех, кто и сам-то в нужде.
О Крымском бедствии знает вся Россия. На народное горе откликнулись ближние и дальние. Не остались в стороне и кубанцы. Епархия отличилась своим вкладом в общее дело милосердия. Но опять же открылось отчасти и равнодушие, в сравнении с щедростью некоторых жертвователей. Не стану оперировать цифрами, ибо каждый всё про себя знает!
Отцы благочинные должны усилить работу во вверенных им приходах. Должны знать и быть в курсе церковно-приходской жизни и социально-общественного служения. Надобно вводить в практику повсеместно зональные духовно-образовательные слушания или чтения. Обмениваться опытом, благо у многих имеются приходские сайты. Такие общения в интернет-сети похвальны, и я приветствую всё доброе.
К несчастью, имею сообщения и о компьютерной зависимости. Речь идёт об увлечении семейном. Отец-священник проводит вечера у монитора и дети тем же заняты. Опасная игра до добра не доведёт.
Известно, семья священническая – это домашняя церковь. Отец семейства – хранитель церкви, наставник и воспитатель. Мать – заботливая молитвенница и хранительница целомудрия. На родителях лежит сугубая ответственность перед Богом за духовное и нравственное воспитание детей.
Помните, семья священника всегда и у всех на виду. Страшно, если она является соблазном не только для прихожан, соседей, но и для всех, кто бывает рядом.
Как было в старину? Священника за версту можно было узнать по одежде, походке, манерам. Учтивость, внимательность, доброта, жертвенность были непременными качествами характера и поведения в любых обстоятельствах.
Скажете – время другое, мир изменился, запросы иные. Да, мир далеко не тот, каким бы нам желалось видеть. Мир соблазнов и пагубы для многих, далёких от ограды церковной.
Но и тех, по слову апостольскому, надлежит нам привести. И как же надобно вооружиться терпением, мудростью, чтобы дело апостольское не замирало, но росло и ширилось благовестием и заботою пастырской.
Но самое главное дело иерея Божия – предстояние Святому Престолу во всеоружии и глубокой молитвенной настроенности.
Страшно стать «пред Лице Бога Живаго» неподготовленным.
Мне запали в душу и сердце размышления известного отца Церкви – архимандрита Софрония (Сахарова), бывшего учеником старца Силуана Афонского.
«Храм, где совершается Литургия – есть преддверие Святого Царства, пребывающего на небесах…
Совершитель Таинства Литургии стоит в непосредственной близости к Сыну Божию, Который есть «Исполнение Закона и пророков».
Иерей, совершающий Литургию, как и присутствующие верующие, научается жить в двух планах, по примеру Самого Христа: пребывать духом в сфере Божественной и вместе тесно соучаствовать в трагических судьбах вселенной. По временам его – иерея, внимание будет преимущественно обращено на грандиозную панораму сотворенного мира, что и составит содержание его молитвы литургической; временами же дух его допускается восходить к бесконечному, к усвоению смысла излитой на нас благодати, к Свету, исходящему от Святой Троицы. Необходимо всем нам погружение в Литургию, чтобы её вечная реальность стала сопутствующей нам в нашей повседневности; чтобы священническая молитва стала нашей природой, чтобы мы воистину сделались царями и священниками Богу».
В порядке же заключения размышления о предстоянии священническом перед Престолом Царя Славы приведу слова святого праведного Иоанна Кронштадтского.
«Господи, се начинается седмица моего недостойного Тебе, Царю безначальному и прежде всяк Сущему, служения моего предстояния страшному и животворящему Твоему Престолу и ходатайства о себе и о людях Твоих, да прегрешения всех очистиши. Седмица служения Пренебесным, Пречистым, Всеискупительным Божественным и Страшным Твоим Таинам; служение правды, служение нетления и бессмертия, обновления и обожения, служения высочайшего Божественного, коего в мире нет ничего святее и выше. Помогай мне в сем служении всякий день непрестанно, да хранит меня благодать Духа Твоего Святого от всякого греха, соблюдая со святыми.
Даждь ми, Господи, к служению сему чистое, мужественное и бодренное твердое сердце, орган языка доброгласный, внешность благолепную, спокойную, твердую. Даждь предстоять престолу Твоему со страхом, любовью и благодарением крайним, духом горящим. Даждь молиться о себе и о всех людях искренно, хвалить и благодарить Тебя от лица всех пламенным сердцем и устами; Тайны святые совершать, употреблять и преподавать со страхом и великой любовью. Тако даждь мне, Господи, служити Тебе в силу чреды моея во вся дни живота моего. Аминь».
Фото: АТ
Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии
|
|