Игумен Филипп (Рябых): Задача представительства Русской Церкви в Страсбурге — творчески участвовать в общем деле строительства единой Европы » Православная Кубань
Православная Кубань

На главную


Святейший Патриарх и Священный Синод благословили митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору продолжить управление Екатеринодарской епархией

Предстоящие служения Главы Кубанской митрополии. Июнь 2016 г.

Объявлен сбор вопросов Святейшему Патриарху Кириллу в рамках VII Международного фестиваля «Вера и Слово»

Осторожно! Человек выдает себя за священнослужителя

Интерактивная карта храмов и монастырей Екатеринодарской епархии

Все анонсы
Архиерейские служения

О Кубанской митрополии

Епархиальные отделы

ОРОиК

Социальное служение

Епархиальная комиссия по канонизации

Паломнический центр

Отдел по тюремному служению

Отдел по взаимодействию с казачеством

Научно-Методический Миссионерский Центр

Наша газета

Епархиальные документы

Циркулярные письма

Распоряжения

Указы

Вебмастеру

Cтарый сайт епархии

Почта епархии: Написать нам письмо

Rss в формате Яндекс новости

  Игумен Филипп (Рябых): Задача представительства Русской Церкви в Страсбурге — творчески участвовать в общем деле строительства единой Европы  
  Игумен Филипп (Рябых): Задача представительства Русской Церкви в Страсбурге — творчески участвовать в общем деле строительства единой ЕвропыИгумен Филипп (Рябых), недавно назначенный представителем Русской Православной Церкви в Совете Европы, рассказывает корреспонденту журнала «Огонек» о целях присутствия Московского Патриархата в европейских международных организациях. Интервью опубликовано в № 16 (5175) от 25 апреля 2011 года.

— Какова миссия Русской Православной Церкви в Совете Европы, зачем Церкви понадобилось присутствовать в этой светской европейской организации?

— Миссия Церкви в Совете Европы ничем не отличается от ее миссии в мире — служения спасению людей. Именно с этой точки зрения данная организация оказалась в фокусе особого внимания Русской Церкви. Здесь выносятся суждения о религиозной жизни европейцев, а также формируются стандарты общественного поведения и даются оценки различным общественно-политическим событиями в европейских странах. Начиная с 1990-х годов институты Совета Европы стали высказывать суждения, например, о внутренней жизни религиозных общин, роли религии в обществе, об абортах, о семье, нравственных вопросах, которые не могут устраивать верующих людей, поскольку противоречат евангельским заповедям. Здесь два выхода: либо уйти в непримиримую оппозицию к такому институту, либо вступить с ним диалог и попытаться найти решения, которые устраивали бы, в том числе и верующих. Русская Церковь выбрала второй путь. В 2004 году по решению Священного Синода Русской Церкви было открыто представительство Московского Патриархата в Страсбурге.

— Какие задачи ставил перед Вами Патриарх при назначении?

— Учитывая мою давнюю вовлеченность в разработку позиции Русской Церкви по правам человека и опыт международных контактов, Святейшей поставил передо мной задачу дальнейшего расширения церковной деятельности при Совете Европы. Мой предшественник — отец Филарет (Булеков) — заложил очень хорошую основу, построив работу представительства в Страсбурге с нуля. Мне предстоит приумножить достигнутое.

— Как воспринимает Совет Европы Ваше присутствие в стенах своей организации?

— В Совет Европы мы приходим так же, как и другие представители религиозных общин и гражданского общества. Однако такая открытость к сотрудничеству с религиозными организациями появилась совсем недавно. И Россия внесла свой вклад в изменение ситуации. В 2006 году, когда наша страна председательствовала в Комитете министров Совета Европы, продвижение межкультурного и межрелигиозного диалога было одним из приоритетов ее программы. Начав в 2007 году разработку Белой книги по межкультурному диалогу, в частности раздела, посвященного межрелигиозным отношениям, Совет Европы стал активно консультироваться с традиционными европейскими религиозными общинами. А буквально недавно, 12 апреля этого года, были приняты рекомендации ПАСЕ, в которых говорится о необходимости создания рабочего пространства для диалога Совета Европы и религиозных и нерелигиозных организаций. Вот какая дистанция пройдена всего за несколько лет.

— Церковь — довольно консервативная организация, как удается Русской Православной Церкви находить общий язык с представителями либеральной Европы?

— Церковь может находить общий язык с людьми разных политических взглядов, если в своей деятельности они прислушиваются к своей совести. Совесть — это некий встроенный в нас Богом «механизм», который точно подсказывает нам, что есть добро, а что зло.

Действительно, Совет Европы имеет репутацию рупора ультралиберализма в Европе. Так стало не потому, что людей с либеральными взглядами больше, а потому, что они более организованы и активны. Однако такие ценности, как права человека, демократия и верховенство права, важны и для людей консервативных взглядов. Задача церковного представителя состоит в том, чтобы по возможности строить добрые отношения с разными силами, при этом, конечно, не поступаясь христианскими принципами.

— Как складываются отношения у представителей разных конфессий на площадке Совета Европы, например, объединяетесь ли Вы с католиками в достижении каких-либо целей, если да, то каких?

— Некоторые решения Совета Европы вызывают непонимание не только у православных верующих, но и у многих католиков, протестантов и представителей других религий. В таких случаях мы стремимся работать вместе. Например, наши общие нарекания вызвала резолюция Ассамблеи «Дискриминация на основе сексуальной ориентации и гендерной идентичности», принятая в 2010 году.

При этом религиозные организации не пытаются сколотить какую-то клерикальную партию Европы для защиты своих корпоративных интересов. В Церкви именно миряне призваны устраивать светскую жизнь на христианских основаниях, а мы, клирики, должны молиться, проповедовать и вдохновлять их на это дело. Поэтому церковное представительство в Страсбурге развивает контакты с политиками, общественными деятелями и экспертами, которые и являются главными действующими лицами в Совете Европы. Например, в 2002 году было организовано Европейское христианское политическое движение, а в 2010 году оно было признано политической партией.

— Вы также являетесь настоятелем прихода Всех святых в Страсбурге, кто Ваши прихожане?

— Я очень рад тому, что стал настоятелем православной общины в Страсбурге. Без нее представительская работа в Совете Европы была бы «сухим» делом. Пока я еще не встречался с членами прихода, так как ожидаю оформления документов для долгосрочного пребывания во Франции. Насколько я знаю, есть костяк общины, состоящий из нескольких десятков людей. Работает воскресная школа, организован хор. Есть одна очень важная задача — построить храм. В январе этого года муниципалитет Страсбурга проголосовал за выделение участка земли под строительство храма и приходского центра в непосредственной близости от зданий Совета Европы и Европейского парламента. Теперь нужны попечители, которые бы помогли обустроить этот уголок русского мира в центре Западной Европы.

— В свое время Патриарх Алексий II, выступая в 2007 году в ПАСЕ, говорил о новом поколении прав, «противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека». Изменилась за четыре года ситуация или нет?

— Что-то меняется. Приведу один конкретный пример. На сессии ПАСЕ в октябре прошлого года на рассмотрение депутатов был вынесен проект резолюции «Доступ женщин к установленному законом медицинскому обслуживанию: проблема нерегулируемого использования практики отказа по религиозным и иным убеждениям». Инициаторы обсуждения темы весьма жестко критиковали практику отказа врачей от совершения абортов по своим религиозным убеждениям и настаивали на законодательном запрете таких отказов. Против принятия документа выступили многие депутаты, отмечая, что подобные действия приведут к нарушению права на свободу совести. Их позиция была поддержана Представительствами Русской Церкви и Ватикана в Страсбурге. В результате достаточно эмоциональной дискуссии с минимальным перевесом голосов победила точка зрения, поддержанная религиозными представителями. Документ даже получил другое название — «Право на отказ по соображениям совести в рамках предоставления медицинских услуг».

— Отец Филипп, а были ли случаи в истории Совета Европы, когда требовалось вмешательство представителя Русской Православной Церкви, если да, то какие?

— Слово «вмешательство» как-то некорректно звучит. Обычно так говорят, когда речь идет о чужих делах. Представительство Русской Церкви находится в Страсбурге не для того, чтобы совать нос в чужие дела, а для того, чтобы творчески участвовать в общем деле строительства единой Европы, касающемся всех европейцев, и верующих, и неверующих.

— Кто и на что чаще всего жалуется в Евросуд из России, касаемо религиозной сферы?

— Я не смогу назвать точную цифру и дела. Лучше об этом навести справки в Министерстве юстиции. Жалобы в Страсбургский суд направлены против государства. Но нередко в таких жалобах критикуются не просто судебные действия властей, но и сами порядки и традиции страны. Классические случаи касаются жалоб новых религиозных движений на нарушение их прав в России. Порой мне кажется, что как в самих жалобах, так и в решениях по ним сквозит некое недовольство тем, что в нашей стране религиозное большинство составляют не эти религиозные движения.

— Руководство Русской Православной Церкви часто упрекают в экуменизме, не является ли присутствие Церкви в Совете Европы дополнительным раздражителем для религиозных консерваторов — противников экуменизма?

— Присутствие Русской Церкви в Страсбурге никак не связано с экуменизмом. Конечно, есть люди, которых в принципе будет всегда раздражать церковная активность. Они имеют право на свое мнение, так же как и Церковь — на ведение своей работы.

— Кто из мировых религий представлен на площадке Совета Европы?

— Помимо православных здесь работают католики, протестанты, мусульмане, иудеи и другие. У католиков есть особый статус. Государство Ватикан является наблюдателем при Совете Европы.

— Из Православных Церквей помимо Русской Православной Церкви кто присутствует в Совете Европы? Русская Православная Церковь Зарубежом, например, имеет своего представителя?

— Надо отметить, что Православные Церкви Европы больше проявляют интерес к диалогу с Европейским Союзом, чем к диалогу с Советом Европы. Это понятно, так как практически все православные народы Европы проживают в государствах — членах ЕС. Поскольку Русская Церковь Заграницей является частью Московского Патриархата, то в ее отдельном представительстве нет необходимости.

— На какие процессы Русская Православная Церковь может повлиять или влияет в Страсбурге?

— Со времен ее основания у Церкви есть все возможности, чтобы влиять на мировоззрение людей, которое лежит в основе всех их решений и поведения. Как церковный представитель я хотел бы работать в Страсбурге, руководствуюсь этим подходом, а не заниматься лоббированием неких корпоративных интересов.

— Почему Вы, выпускник МГИМО, выбрали церковную карьеру? Ведь здесь, в Страсбурге, Вы могли оказаться и дипломатом?

— Я окончил МГИМО в 2001 году, став специалистом по политологии и международным отношениям. В 2005 году там же защитил кандидатскую диссертацию по политологии. После окончания университета я хотел стать просто священником, не думая о церковной дипломатии. Но в тот момент на жизненном пути я повстречал митрополита Кирилла (ныне Патриарх Московский и всея Руси), который пригласил меня работать в Отдел внешних церковных связей и который сильно повлиял и продолжает влиять на мое формирование в качестве церковного служителя. Тогда меня и вдохновила возможность соединить мои знания в области дипломатии и служение Богу.

— Сколько Вы знаете языков?

— Помимо родного русского — французский и английский.

— Что может церковная дипломатия из того, чего не может светская? То есть чем Церковь может помочь светским дипломатам, в том числе и на площадке Совета Европы?

— Церковная дипломатия может апеллировать не к функциям, которые выполняет человек, а напрямую к его совести и сердцу. Порой это является самым сильным фактором, влияющим на решение того или иного вопроса.

Беседовал Павел Коробов

29 апреля 2011 г.

Патриархия.ru
 

Главное

Патриаршее поздравление митрополиту Екатеринодарскому Исидору c 75-летием со дня рожденияСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с 75-летием со дня рождения...
Поздравление с юбилеем от губернатора Краснодарского краяВениамин Кондратьев поздравил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с юбилеем...
Поздравление с юбилеем от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВарсонофияУправляющий делами Московской Патриархии поздравил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с юбилеем...

Архив новостей

Июнь 2016 (15)
Май 2016 (81)
Апрель 2016 (61)
Март 2016 (43)
Февраль 2016 (56)
Январь 2016 (45)

Актуально

Новости Церкви

Священный Синод

Межсоборное присутствие

Архиерейский Собор

Документы

Публикации

Фоторепортажи

Финальный концерт фестиваля «Величай, душе моя». Фоторепортаж

Финальный концерт фестиваля «Величай, душе моя». Фоторепортаж6 июня в Концертном зале Кубанского казачьего хора завершился XII Кубанский фестиваль православной авторской песни...

Видеотека