Православная Кубань

На главную


Святейший Патриарх и Священный Синод благословили митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору продолжить управление Екатеринодарской епархией

Предстоящие служения Главы Кубанской митрополии. Июнь 2016 г.

Объявлен сбор вопросов Святейшему Патриарху Кириллу в рамках VII Международного фестиваля «Вера и Слово»

Осторожно! Человек выдает себя за священнослужителя

Интерактивная карта храмов и монастырей Екатеринодарской епархии

Все анонсы
Архиерейские служения

О Кубанской митрополии

Епархиальные отделы

ОРОиК

Социальное служение

Епархиальная комиссия по канонизации

Паломнический центр

Отдел по тюремному служению

Отдел по взаимодействию с казачеством

Научно-Методический Миссионерский Центр

Наша газета

Епархиальные документы

Циркулярные письма

Распоряжения

Указы

Вебмастеру

Cтарый сайт епархии

Почта епархии: Написать нам письмо

Rss в формате Яндекс новости

  Проблемы современной семьи и пути их решения в понимании православия  
  Предлагаем вашему вниманию выступление о.Александра Игнатова "Проблемы современной семьи и пути их решения в понимании православия" на Четырнадцатых Всекубанских Кирилло - Мефодиевских духовно - образовательных чтениях, которые прошли 15 октября 2008 года в Краснодаре в большом зале ГТНУ "Кубанский казачий хор" на ул.Красной, 5.




Проблемы современной семьи и пути их решения в понимании православияПрежде чем коснуться проблем, стоящих перед современной семьёй, считаю необходимым обратиться к самим истокам, к первоначальному понятию назначения семьи в обществе людей. Необходимо вспомнить, что: Брачные отношения установлены самим Богом и первый брак был брак Адама и Евы в раю. Первым по библейскому сказанию, был сотворен Адам, т.е. мужчина затем из ребра его была сотворена Ева.

Во второй книге Бытия мы читаем: Сказал Господь Бог: «Не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». И сказал человек: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут два одна плоть. (Быт.2,18. 22-14).

Господь Бог повелевает, чтобы у всех христиан брак сохранялся честным и нерасторжимым.

Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр.13,4). Всем вступившим на путь благословенного супружества, необходимо помнить то: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф.19, 6)

В своем первом послании к коринфянским христианам Святой Апостол Павел писал: «Вступающим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, и мужу не оставлять жены своей». (1 Кор. 7,10, 11).

Понятия о семье и важности семейных отношений можно найти в различных мировых религиях, однако важно отметить, что именно христианство открыло миру удивительное по своему содержанию назначение семьи: "семья как малая церковь". В своих посланиях Апостол Павел упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их " и домашнюю их церковь" (Рим. 16, 4).

Само понятие семьи отождествляет и роднит её с Церковью.
Существует несколько определений Церкви. Церковь, по мнению митрополита Антония (Храповицкого), - это не множества отдельных людей, ни правовое или правительственное учреждение, но прежде всего та основанная Христом жизнь, благодатная и святая, которая нерушимо и непоколебимо будет существовать на земле до Второго Пришествия Спасителя (из книги митрополита Антония (Храповицкого) "Молитва русской души").

В наиболее общем понимании Церковь - это духовный организм, где глава Христос, а верующие в Него - тело.

Как в церкви Христовой, так и в «домашней церкви» каждый христианин призван:

- во-первых, сохранять неповрежденным Божественное учение,

- во-вторых, распространять Божественное учение среди неверующих и,

- в-третьих, возводить живущих с ним рядом, к проникновению в жизнь по заповедям Евангелия.

И так объединяет Православную Церковь и христианскую семью как "малую церковь"- единство любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога, желанием жить во Христе.

Нужно откровенно признать, что как Церковь верующих, так и «домашняя церковь» на тернистом пути ко спасению своих чад имеет не только общие задачи но и общие проблемы, испытания и искушения.

Всем понятно, что для укрепления «домашней церкви - семьи» необходимы социальные гарантии и поддержка государства, однако, оставляя за рамками своего выступления общие социально-бытовые проблемы, хочу остановиться лишь на проблемах духовно - нравственного характера.

1. В современном мире явно обозначился конфликт между мировоззрением христианской семьи и государственной идеологией.

В школе, среди товарищей, на улице, в книгах, газетах, на собраниях, в кино, в передачах радио и телевидения непрерывным потоком льются и заливают душу наших детей идеи, чуждые и даже враждебные не только христианскому, но и общечеловеческому пониманию цели и смыслу человеческой жизни. Противостояние этому мутному потоку не только для детей, но и для взрослых членов современного общества является сегодня большой проблемой.

Разрушительную роль играют тут современные СМИ.

В Св. Писании сказано: «Не многих пускай в дом твой!». Телевизор, а теперь и компьютер, сорвали двери с наших домашних церквей - в них теперь приходят толпы людей: колдуны и гадалки, ведьмы и призраки, ковбои и гангстеры. Приходят без стука и без спроса, не интересуясь, кто здесь гость, а кто хозяин. Через домашний экран, дом современной семьи наполняется атмосферой раздражительности и психической возбужденности, превращая его не в дом - крепость, «малую церковь», а в проходной двор.

Телеэкран создал новый вид человека - человека с истощенной от непрерывного зрелища, как от непрерывного пьянства, нервной системой.

В Священном Писании говорится: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то и всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то и всё тело твоё будет темно» (Мф. 6, 22). Соответственно, если вся «домашняя церковь» смотрит по телевизору сцены насилия, убийства или пошлости, тем самым и родители и дети невольно пропускают их через своё око, прямо в безсмертую душу, тем самым волей или неволей помрачают и ослабляют все её силы и ум, и волю и чувства. На этом фоне большинство детей практически лишены возможности глубже познакомиться с реальным миром веры. Хочу подчеркнуть, не просто осуществить экскурсию в храм, сейчас такая возможность, слава Богу, имеется, а увидеть пример живой и деятельной веры в кругу своей собственной семьи, у своих родителей.

Прим. (Ты меня всю жизнь в атеизме воспитывала, а теперь хочешь, чтобы я в Церковь ходил.)

2. Не только в России, но и во многих других государствах, наметилась тревожная тенденция подмены семейных ценностей.

По большому счету молодое поколение обеспокоено лишь сиюминутным личным благополучием, а семья, я не говорю уже как семья «малая церковь», занимает у современной молодежи одно из последних мест. Как следствие, появление в современном обществе все большего количества "гражданских браков", которые на самом деле являются просто блудным сожительством.

Разрушение традиционной семьи является одновременно главным проявлением и главной причиной деградации общества в целом.

Прим. (Подготовка перед венчанием - дать представления об ответственности супругов. Перед крещением- статистика Санкт-Петербурга, подготовка во всех храмах Кубани, без подготовки не крестить. Дать понятие о Троице, о Христе, о Церкви.)

3. Современное общество столкнулось с очень основательной проблемой связанной с разрушением или стиранием половой идентичности. Молодые женщины зачастую, становятся по характеру и внешнему виду похожими на мужчин, а молодые мужчины по слабости характера, а порой и по внешнему виду становятся женоподобными. И проблема здесь видится в резкой подмене линий семейного воспитания. Юноша в такой среде воспитывается уже не как будущий отец-глава семьи, готовый с полным пониманием высоты своего призвания принять то место в жизни, которое соответствует его природе, а как потребитель стремящийся переложить груз своей ответственности на хрупкие плечи жены, подруги или на само общество.

Еще одна проблема, на которой не могу не заострить внимания. В самой семье редко сейчас встретишь полное понимание между супругами. Нет согласия, общего понимания смысла жизни и цели воспитания детей.

В чём же кроются причины.

В ряду причин, оказывающих влияние на упадок и разрушение, или как сейчас принято говорить кризис семьи как «малой церкви», на печальном первом месте стоит кризис личности. Он вдвойне опасен еще и потому, что меньше других обращает на себя внимание и почти не осознается общественной мыслью.

Христос сказал: «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь». Отсутствие любви - вот основная причина кризиса личности и семьи.

В этой ситуации не могу не коснуться важного, на мой взгляд, вопроса о роли духовника в формировании и окормлении семьи на пути её становления как «домашней церкви».

Нельзя уменьшать, но нельзя и преувеличивать роль духовника в жизни православной семьи и не перекладывать на него свои семейные проблемы. Важно помнить о самостоятельности «домашней церкви», которая опирается на благодать Духа Святаго, полученную в таинстве венчания, и на свои собственные усилия для достижения земного счастья, а самое главное Царствия Божия, которое, как известно, усилием берется и только употребляющий усилия восхищает его.

Современная задача духовника – «возвращать человека к его собственной ответственности». Если семья – «малая церковь», то муж – «духовник семейной церкви». В противном случае, когда в семье «понижен авторитет мужа» или его затмевает авторитет духовника, такую семью можно считать «больной», задача духовника – «поддерживать авторитет мужа».

Многие в особенности молодые семьи тяжело переживают на себе бремя экономических реформ, но и здесь обретённое сокровище истинной веры позволит не только сохранить семью, но и приобрести навык в терпении. Вот как об этом пишет Св. Иоанн: «Если угнетает бедность, укажи жене на святых мужей Павла и Петра, которые были в большем уважении, чем цари и богачи, покажи, как они вели жизнь в голоде и жажде. Научи жену, что в этой жизни страшно только одно - оскорблять Бога».

Приходящим сегодня к духовнику родителям, необходимо напоминать, что о воспитании в семье детей в духе веры, надежды и любви, не может быть и речи, если в ней не осуществляется жизнь "малой домашней церкви". Сейчас есть много книг об аскетических подвигах, но давайте посмотрим, чего стоит семейное служение многодетных матерей – это ли ни самая настоящая аскетика в монашеских проявлениях! Сегодня «убрать свое собственное Я» – вполне аскетическая задача для каждого члена семьи - как «малой церкви». Не меньшее значение, чем воздержание в пище, в современном мире имеет «информационное воздержание» - имеется в виду сознательное ограничение в просмотре телевизора, в блужданиях по интернату и т.п.

Нужно не забывать, что семья даже в самые трудные времена начиная от нечеловеческих гонений первых веков христианской Церкви, берегла в себе "малую церковь". Сама Пречистая Матерь Божия, Пресвятая Богородица и до днесь покрывает от всякого зла своим Материнским Покровом ту «домашнюю церковь», в которой остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель и исповедник веры. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни.

И так, какими же могут быть пути преодаления вышеназванных проблем.

Для всех православно верующих христиан Церковь, как Вселенская, так и домашняя, определена в Символе веры как Единая, Святая, Соборная и Апостольская. И все мы обязаны жить по этим определениям, которые составляют одно неделимое целое. Вот её непреложные определения:

Наша Церковь Единая. Господь наш Иисус Христос основал только одну Церковь, которой Он обещал Свою помощь, и которая есть полноправная хранительница евангельского благовестия. Значит, и «малая церковь» выстроенная по этому принципу будет иметь всесильную помощь Христа.

Наша Церковь Святая. Потому, что, основанная Христом, она служит одному только Богу. Она, как невеста, "не имеющая пятна, или порока, или чего-либо подобного... свята и непорочна" (Еф. 5, 27). Если члены «домашней церкви» будут стремиться через Покаяние, Причащение, участие в других таинствах Святой Церкви, исправить свою жизнь и приблизиться к святости, то сам Бог освятит и сохранит такую семью от всякого зла.

Наша Церковь Соборная. Эта всеобщность Церкви есть та полнота, в которой, по христианскому православному учению, как, каждая личность, так и домашняя церковь, может "процвести" на ветвях могучего Соборного древа Православия.

Наша Церковь Апостольская. Она Апостольская потому, что основана была апостолами и потому, что она верно хранит переданное апостолами благовестие Спасителя. Именно в единстве пастырей и всего христианского народа, включая всех членов, в том числе и «домашней церкви», верных благовестию Спасителя и вере апостольской, мы призваны составлять из себя соборное единство Святой Церкви.

Перед нами стоит общая задача: всеми доступными для нас средствами учить подрастающее поколение тому, что такое настоящая счастливая семья.

Семья, где после заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа и жены заключаются в том, что они двое должны жить друг для друга, и что это больше уже не две жизни, а одна, где каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого и своих детей.

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Жене муж да будет дороже всех, мужу жена да будет любезней всех. Жена должна быть единомысленна со своим мужем; на этом утверждается благосостояние всего мира. Смотри: - говорит Святитель, мир состоит из городов, города - из семей, семейства - из мужей и жен. И так, когда возникнут ссоры между мужьями и женами, низвратятся города, а затем и весь мир должен наполниться смутами и войнами».

Вот на какие потрясения указывает Св. Иоанн Златоуст в случае разрушения «домашних церквей».

Необходимо на примерах отечественной истории, на примерах Св. Петра и Февронии, прп. Кирилла и Марии, св. Царственных страстотерпцев, показывать, что значит для страны духовно богатая, и потому нравственно благополучная семья, и каково её назначение в прошлом, настоящем и будущем России.

Чтобы сохранить традиционные ценности семьи как «малой церкви», прежде всего нам самим, православным, нужно, как и во все времена, стараться жить по заповедям Христовым, быть укоренёнными в церковном учении. Своими мыслями, делами и поступками, свидетельствовать миру о Христе, о своей святой Православной вере, в которой лишь одной, земле нашей Русской утверждение.

 

Главное

Патриаршее поздравление митрополиту Екатеринодарскому Исидору c 75-летием со дня рожденияСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с 75-летием со дня рождения...
Поздравление с юбилеем от губернатора Краснодарского краяВениамин Кондратьев поздравил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с юбилеем...
Поздравление с юбилеем от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВарсонофияУправляющий делами Московской Патриархии поздравил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с юбилеем...

Архив новостей

Июнь 2016 (18)
Май 2016 (81)
Апрель 2016 (61)
Март 2016 (43)
Февраль 2016 (56)
Январь 2016 (45)

Актуально

Новости Церкви

Священный Синод

Межсоборное присутствие

Архиерейский Собор

Документы

Публикации

Фоторепортажи

Финальный концерт фестиваля «Величай, душе моя». Фоторепортаж

Финальный концерт фестиваля «Величай, душе моя». Фоторепортаж6 июня в Концертном зале Кубанского казачьего хора завершился XII Кубанский фестиваль православной авторской песни...

Видеотека