|
21 октября 2009
Марина Черкашина (Шахбазян), канд. филол. наук, доцент кафедры истории журналистики и коммуникативистики КубГУ, проректор по учебной работе Екатеринодарской Духовной Семинарии, член редсовета газеты «Православный голос Кубани»
ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
Молодежная проблематика в современных СМИ – это слабое и уязвимое место. Нужно сказать, что краевые издания «Кубанские новости», «Вольная Кубань», «Кубань Сегодня», «Краснодарские известия» обращаются к молодежной теме от случая к случаю. Это понятно. Главная задача этих изданий – информировать читателя о том, что происходит в стране и в крае, и молодежи эти издания интересны только в контексте ощущения себя гражданином своей великой и малой Родины. Но гражданское самосознание, как правило, не является доминантой молодого сознания. Вот почему в ХХ веке молодежные издания выделились в самостоятельно направление в журналистике.
Так случилось в истории кубанской журналистики, что к 2009 году мы подошли без собственной молодежной газеты. Когда-то газета «Комсомолец Кубани» входила в тройку самых популярных в России «молодежек». Главный редактор Светлана Шипунова смогла найти баланс между политикой и молодежным досугом, яркой нестандартной подачей материалов и их воспитательной направленностью. Однако в 1990-е годы сменился и главный редактор, и стилистика газеты. Она пожелтела вслед за самой популярной «молодежкой» страны – «Комсомольской правдой» и не выдержала конкуренции в этой желтизне. С тех пор робкие попытки возродить «Комсомолец Кубани» или создать другие проекты вроде «Молодежный проспект Кубани» не увенчались успехом. Думаю, потому, что баланс между воспитанием и развлечением так никому и не удалось соблюсти. И вовсе не потому, что молодежь требует только зрелищ. Именно подобное отношение к молодежи и обрекло на поражение тех, кто взялся возрождать молодежные издания в крае.
Человек не может жить без ценностей. В течение жизни эти ценности у человека могут меняться, но есть и вневременные ценности, и они – в Церкви. Именно в молодом возрасте человек испытывает тоску по настоящим ценностям, и если он откроет для себя эти вневременные ценности, то обретет духовный ориентир до конца дней. И даже если порой будет сбиваться, то будет и возвращаться на путь, ведущий к Истине.
Средства массовой информации не могут быть единственным или главным источником знания об Истине. Куда большее влияние оказывает семья и даже школа. Но они могут стать одним из инструментов, своего рода компасом. О чем мы любим читать больше всего? О себе. О своих достижениях и проблемах. А если при этом нам еще с искренней заинтересованностью подскажут пути решения проблем, мы будем благодарны такому советчику. Только искренность и заинтересованность должны быть настоящими. Молодому возрасту свойственны чуткость к фальши – не смысловой, а эмоциональной – и максимализм в оценках. И если интонация издания будет высокомерно-поучающей или осуждающей, без желания понять и посочувствовать, газета не будет пользоваться спросом у молодых.
Именно здесь открываются перспективы у православных изданий. Потому что Церковь также максималистски настроена по отношению к добру и злу, и при этом главным ее измерением является любовь. Православные СМИ могут открыть молодым людям, что Православие – это не унылое лишение себя всех радостей жизни, а сама радость, праздник и свобода, но для того, чтобы это понять, нужны и пост, и воздержание, и послушание, потому что это – послушание лучшему в себе. Для того, чтобы это было убедительным, нужно, чтобы писали об этом сами молодые, делились своим опытом и своими переживаниями. Образно говоря, писали о посте как о личном поступке.
По разным оценкам, в нашей стране около 8 процентов считают себя воцерковленными православными людьми. Но 60-70% при этом называют себя православными. Сегодня наши епархиальные православные СМИ работают для этих 8 %, и вполне успешно. Могу судить по газете «Православный голос Кубани», которая востребована и у которой на сегодняшний день только одна проблема: не все благочинные забирают газету из епархиального управления, и нам приходится ежемесячно осуществлять рассылку читателям, которые не хотят оставаться без любимой газеты. В этом году мы празднуем славный юбилей – 10-лет назад митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, главный редактор газеты «Православный голос Кубани», благословил издание приложения для детей и юношества «Подсолнушек», чьей целевой аудиторией являются дети воцерковленных родителей и учащиеся воскресных школ.
Но сегодня главной в православной журналистике становится новая задача – работать на те самые 60-70% для того, чтобы, по выражению руководителя канала «Спас» Ивана Демидова, привести их к воротам Храма и передать с рук на руки священнику. И здесь открывается широкое поле для культурно-просветительных и концептуально православных изданий, то есть для таких, которые не заявляют себя православными, но делаются православными людьми в рамках своих представлений о должном. В Екатеринодарской и Кубанской епархии в этом пространстве старается работать газета «Православная Кубань». Пока только одна, но зато сегодня перед нами открываются широкие возможности для сближения светских и православных СМИ и конкретных журналистов. И здесь бесценен опыт районных газет, которые имеют свои постоянные православные рубрики или приложения. Именно районки гораздо чаще обращаются к молодежной тематике, пропаганде семейных ценностей, заботятся о духовно-нравственном и патриотическом воспитании подростков. Не секрет, что большинство представителей молодого поколения всем СМИ предпочитает интернет. У нас существует официальный сайт епархии, сайты епархиальных отделов и отдельных храмов. Но если говорить о целенаправленной работе с молодежью, стоит положительно отметить обновленный сайт Свято-Екатерининского кафедрального собора. Деятельность епархиального отдела по работе с молодежью, к сожалению, оставляет желать лучшего. Так что нам есть куда развиваться, как светским, так и церковным СМИ. И при этом держать в памяти слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Это прежде всего миссия среди молодых людей. Причем отнюдь не среди воцерковленных, но в первую очередь среди малоцерковных, малорелигиозных молодых людей, то есть среди тех, кто составляют большинство, все еще далекое от Церкви. Именно этот слой общества мы должны привлечь к Церкви. И поэтому мы должны научиться разговаривать с современной молодежью на понятном и доступном ей языке.
Но и этот путь не свободен от соблазнов, искушений и трудностей. Уверен, что адаптация к молодежной аудитории не может и не должна простираться вплоть до использования людьми Церкви специфического молодежного жаргона или имеющих хождение в юношеской и подростковой среде образов и понятий. Православному, проповедующему среди молодежи, следует прежде всего оставаться в собственном достоинстве, избегая нарочитого и потому фальшивого стремления быть «современным» любой ценой».
|
|