<<назад История Православия на Кубани     

от Апостолов до третьего тысячелетия по Рождестве Христовом


Предки черноморцев — запорожские казаки, вступая в Сечь, вместе с обещанием защищать Веру, Отечество и народ давали обет безбрачия. На закате своих лет, устав от ратных подвигов, будучи без семьи, «кола и двора», уходили они доживать свой век да замаливать грехи в любимые монастыри: Киево-Межигорский или Самарский.

Поэтому сразу но переселении на Кубань, основали здесь казаки в 1794 году Екатерино-Лебяжью-Свято-Николаевскую мужскую пустынь «ради престарелых и раненых казаков, желающих воспользоваться спокойною в монашестве жизнью».

Строение и стены монастыря вознеслись на берегу Лебяжьего лимана. Монастырь постепенно строился и обустраивался на пожертвования казачества и многих кубанских жителей.

Вскоре Лебяжья пустынь стала крупным духовным и образовательным центром Черномории (многие кубанские священники вырастали и воспитывались при монастырской школе), приютом для больных и сирот; обзавелась обширными сельскохозяйственными угодьями и ремесленным производством.

Недаром известный кубанский историк Ф.А. Щербина написал о ней такие строки: «В монастырь ходили на богомолье, налагали здесь на себя искус, жертвовали деньгами и имуществом от избытка сердца, горели желанием угодить Богу и сделать добро людям безхитростные сердца казаков и казачек. Монастырь и его святыни давали им то, чего они искали здесь, действовали умиротворяющим образом на их настроение».

Черноморская войсковая во имя св. Марии Магдалины общежительная женская монашеская пустынь была основана стараниями генерала Г.А. Рашпиля, исполнявшего дела наказного атамана Кубанского казачьего войска, и первой игуменьи монастыря Митрофаны. 22 июля 1846 года началось ходатай­ство Г.А. Рашпиля перед командующим войсками Кавказской линии и Черномории, который в свою очередь обратился к наместнику на Кавказе графу М.С. Воронцову. 11 декабря 1848 года государь-император Николай I утвердил положение об открытии женской войсковой обители.

Пустынь назвали в честь небесной покровительницы супруги атамана всех казачьих войск, государыни цесаревны и великой княгини Марии Александровны (будущей императрицы, жены Александра II), так как день начала ходатайства по православному календарю совпал с днем св. Марии Магдалины. И вскоре на левом берегу реки Кирпили, что между станицами Тимашевской и Роговской задымилось «молитвенное кадило Мариинской пустыни».

С открытием женской обители осуществились давнишние мечты черноморцев дать женской половине населения христанское просвещение. Пустынь стала приютом и убежищем для вдов и сирот.

Самым крупным и богатым монастырем Северного Кавказа можно считать Михайло-Афонскую-Закубанскую нештатную общежительную мужскую пустынь. Она была основана в 1877 году русскими монахами со Старого Афона в честь окончания Кавказской войны и как знамение установления на Кавказе долгожданного мира. Строителем пустыни считается иеромонах Мартирий, возведенный позже в сан архимандрита. Устав, введенный в Закубанской обители, повторял устав монастырей Святого Афона. Располагалась пустынь на северном склоне Кавказских гор, в 45 верстах к юго-востоку от г. Майкопа, у подножия горы Физабхо, недалеко от станицы Царской.

Основание Михайловской пустыни, наряду с открытием Ново-Афонского монастыря, всплеском интереса российской общественности к христианским древностям Кавказа и открытием здесь транзитных паломнических путей в Святую землю сделали этот регион одним из крупнейших духовных центров России.

Создание монастырей продолжалось вплоть до начала XX века. В Кубанской области действовало десять обителей, из них 6 мужских и 4 женских монастыря:  Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская пустынь,  Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь, Александро-Афонская Зеленчукская пустынь, Кавказский Николаевский Миссионерский монастырь, Казанский монастырь и Покровский скит, Мариинская пустынь, Сектинский Спасо-Преображенский монастырь, Покровский монастырь, Казанский Агафадоров монастырь.

Накануне трагических революционных событий сотни и тысячи православных христиан ушли в Кавказские горы, подражая подвигам древнехристианских пустынников. До сих пор на отдаленных горах и в ущельях можно найти следы небольших монастырей и пустынь, обжитых в тот период.


Жива вера Православная, молитвами святых, почитаемых у нас на Руси! Бьют «Живоносные источники» по всей земле Северного Кавказа. Радость обретения любви Господней делает нас, блудных Его сыновей, духовно обновленными и сильными Духом Святым.

Отправной точкой возрождения Русской Православной Церкви в новейшей истории справедливо считается знаменательная дата празднования тысячелетия Крещения Руси, которая широко отмечалась в России в 1988 году. В обществе, в котором наметились процессы переоценки прежних ценностей, мощно заявила о себе тяги к духовности, тяга к знаниям истории Православия в нашем Отечестве. Не обошли стороной эти процессы и нашу Кубань. Повсеместно, жители городов и станиц явились инициаторами открытия новых приходов в крае. Результаты превзошли все ожидания. Если к 1988 году в Краснодарской и Кубанской епархии Русской Православной Церкви было 76 приходов, то к 2000 году только в одной Краснодарской и Новороссийской епархии (в 1994 году произошло разделение Краснодарской и Кубанской епархии на две части: Краснодарскую и Новороссийскую, Майкопскую и Армавирскую епархии) уже насчитывается 185 приходов.

Огромную роль в деле просвещения детей играют воскресные церковно-приходские школы, первыми из которых в крае были школы при Свято-Екатерининском кафедральном соборе г. Краснодара (1989 г.), при Вознесенском храме в станице Пластуновской (1990 г.) и при Успенском храме г. Новороссийска (1992 г.). На сегодняшний день только в одной Краснодарской и Новороссийской епархии действуют 89 учебных заведений такого типа.

В Краснодаре начали работать православные библиотеки: «Троицкое слово» и «Св. Кирилла и Мефодия» с фондами до 5 тыс. книг. Веет же по Краснодарскому краю насчитывается около 200 православных библиотек. Большой вклад в дело хрис­тианского просвещения жителей Кубани вносят периодические печатные издания, старейшим из которых является газета Краснодарской и Новороссийской епархии «Православный голос Кубани», отмечающая в 2000 году свой десятилетний юбилей.

Пользуются спросом такие региональные издания как «Свет Невечерний» (г. Новороссийск), «За Русь Святую» (г. Анапа), «С нами Бог» (ст. Ладожская), «Вера, Надежда, Любовь» (ст. Динская).

Подобно Самому Христу, Его Церковь везде и во всем стремится явить себя «светом миру». Строятся и призывно звенят колоколами новые храмы и монастыри, возвещая всему миру:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим по гробех живот даровав!»

<<назад


в раздел

на главную

(из фотоальбома "Кубань Православная-Первозванная" Тамань-Краснодар 2000г.)