ПГК СЕНТЯБРЬ 2003 г., № 9 (154) стр. 5-8


   Уроки сентября   

Открой сердца, умы и уста рабов Твоих

1 сентября - день особенный. И не только в школах, но и в храмах Божиих. Во всех Православных церквях служатся молебны перед началом учения. Батюшки с причтом молятся за всех, кому предстоит учебный год. Просят благодати Божией всем, кто будет учиться для успешного познания преподаваемого учения. Как радостно познавать что-то новое, открывать для себя важные истины! А познавать, что все вокруг - творение Божие, помнить, что вся премудрость человеческая из Закона Божия выходит, это не только радостно, это спасительно. Вот и просит Святая Церковь ученикам успешного познания учения полезного.

Молитва перед началом обучения

Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем имущим ее даровавший! Открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все времена жизни их, - да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих. И так наученные прославят Пресвятое имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, ибо Ты Бог, крепок милостию и благ крепостию и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Благослови венец лета благости Твоея, Господи

14 (1) сентября — Начало индикта — Церковное Новолетие. В сентябре начинается не только учебный год, но и Церковный. В сентябре начинается Лето Господне. Ты даже не представляешь себе, дорогой читатель, насколько это древняя традиция. Дело в том, первым месяцем со дня Сотворения мира считается март. Сентябрь, соответственно, был седьмым. И иудеи, подобно тому, как почитали седьмой день недели, так и чтили седьмой месяц года — сентябрь. Именно в сентябре Ноев ковчег остановился в горах Арарата. Именно в сентябре пророк Моисей принес Божественный закон на скрижалях Завета. Именно в сентябре начато было сооружение Божественной скинии. Именно в сентябре был освящен храм Господень, созданный Соломоном. Именно в сентябре первосвященник единственный раз в году входил во Святое Святых. ...Римляне с началом мирового господства с 31 года до Рождества Христова начали отмечать 1 сентября как начало индикта — пятнадцатилетнего промежутка, в каждый пятый год которого добровольно платились подати. В первый срок — железом, во второй — серебром, в третий — золотом. Но не Ветхозаветная же и языческая это традиция — отмечать начало года 1 сентября! ...В субботний день пришел в Назарет Господь Иисус Христос, и в синагоге прочитал в книге пророка Исаии: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя благовестити нищим..., проповедати лето Господне приятно» и сказал: «Ныне исполнилось писание сие...». В память этого события, после просвещения царем Константином вселенной светом Христовым, на соборе в Никее был установлен святыми отцами Праздник Новолетия. конечно, Господь не требует от нас языческих податей: железа, серебра и золота. Вместо железа мы должны нести Богу нашу крепкую веру. Вместо серебра — делающую нас богатыми надежду, вместо золота — драгоценнейшую из добродетелей — любовь.

***

Память праведного с похвалами

11 сентября (29 августа) — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это первый праздник в сентябре (по новому стилю). Праздник не такой, как все, тихий и строгий. Обычно в праздники святых мы радуемся, получаем, как правило, церковное благословение на всякую пищу или послабление от поста. И это — дни кончины угодников Божиих. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи нам предписывается строгий пост, потому что на беззаконном празднике, в разгар пьяного веселья после безудержной пляски из-за ложной клятвы была усечена голова Пророка. В этот день мы должны быть не с теми, кто объедается и напивается, кто веселится, не зная меры, а с тем, кто и в темнице не переставал говорить правду, кто и в аду проповедовал пришествие Христово. Праздник напоминает нам, что неумеренность может повлечь за собой ложную клятву, и как легко после этого потерять самое главное — со-весть — глас Божий в душе.

***

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней

21 (8) сентября — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В первый двунадесятый праздник после Новолетия Церковь празднует день Рождения Той, что стала Матерью Бога Воплощенного. Дождался мир.

Вся вселенная, исстрадавшись в грехе, дождалась Рождения Девы чистой, благодаря Которой воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш — освящающий и просвещающий всех. Ты, наверное, помнишь, как переводится слово Вифлеем, название города, где произошло Христово Рождество. Правильно, «дом хлеба». Это название таинственно указывает на то, что Христос — есть Хлеб, сшедший с небес. 

А слово Назарет переводится — «сокровенное, огражденное место». Пресвятая Богородица всей Своей жизнью подает нам величайший пример смирения. Как мало говорится о Ней в Евангелии! Помнишь, что она «слагала словеса в сердце Своем»? Помнишь главные Ее слова: «Се раба Господня»?

Без смирения мы не сможем собрать ничего. Все, что дает нам Господь, все Его таланты, если в нас нет смирения, мы возлагаем на жертвенник величайшего идола в мире — нашей гордости.

***

Спаси, Господи, люди Твоя

27 (14) сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Второй двунадесятый праздник в сентябре. День постный.

Радуясь Воздвижению Животворящего Креста Господня, мы вспоминаем страдания и смерть Спасителя нашего. «Спаси, Господи, люди Твоя...» Как часто на водосвятных молебнах мы слышим тропарь Воздвижения и не задумываемся о том, что это молитва о правящем государе христианском. «Крест — царей держава!» — воспевает Церковь в этот Праздник. Крестом православный царь ограждает свою страну, своих верноподданных. У нас в России нет сейчас царя, поэтому тропарь и кондак Крестовоздвиженский мы поем не полностью. Но, подумать только, если христианское государство силой крестной держится, то тем более - каждый христианин.

Невозможно спастись без Креста. В день Пришествия Христова каждый человек предстанет пред Ним со своим крестом в руках. И поэтому, как бы ни было порой тяжело, нужно нести его до конца. А это невозможно без терпения. Вот и последний урок сентября, которому учат нас праздники Церковные.


Следопытское лето

О том, как прошло лето у православных следопытов Кубани, рассказал нам их руководитель, священник храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» отец Евгений Иванов. Сразу следует предупредить читателей, что лагерь на море для православных следопытов стал уже привычным, здесь они сами себе хозяева. А на Всероссийском слете под названием Джамбори, где собралось сразу четыре тысячи скаутов, они побывали впервые. Представляете, как было интересно? Вот и получилось, что главным в следопытском лете оказался июль, когда проходил этот слет.

«Святой источник». Июнь

За лето у нас было три лагеря, проходивших в середине каждого летнего месяца. Лагерь следует отличать от экспедиций — коротких поездок, походов на несколько дней. Наш лагерь в приморском поселке Джубга называется «Святой источник». Располагается он на территории Свято-Успенского храма, настоятель которого отец Геннадий Проскуряков нам помогает.

Лагерь на море становится уже стационарным. Есть план его благоустройства, здесь будут поставлены домики, созданы комфортные условия, как сейчас любят люди, также и дети... Но мы — православные следопыты, и не изменяем своей традиции — жить в палатках. Когда все там устроится, мы перейдем дальше в лес и будем жить по-прежнему, место в аренду уже дали лесничие. Скауты должны уметь жить в лесу, даже если там ничего нет.

В первую смену с 15 по 27 июня мы много путешествовали по горам Кавказа. Море холодное, и мы с удовольствием ходили в горы. Здесь, как обычно, неоценимую помощь нам оказывал наш давний друг, пономарь и сторож Успенского храма Александр Ермильцев. А вообще, можно сказать, эта смена имела военно-патриотический настрой. Были у нас еще два серьезных помощника — Юрий Мансуров из Краснодара и Петр Доценко из Ростова, прошедшие две войны в Чечне, имеющие ранения и контузию. Так что был у нас и рукопашный бой, и песни у костра под гитару, и, что важно для подростков, — пример достойного человеческого общения...

Джамбори. Июль

Слет всех скаутов

Название «Джамбори» восходит к индейскому слету племен, когда все собирались вместе и заключали мир между собой. Теперь так называются слеты всех скаутов. Следопытам Кубани посчастливилось побывать с 10 по 24 июля на Всероссийском слете Джамбори, приуроченном к трехсотлетию Санкт-Петербурга. Это четвертый слет Джамбори в России. Первый был в Павловске, второй в Москве, третий — в Саратове. Теперь снова вернулись к Санкт-Петербургу, (следующий планируется в Волгограде). А через неделю после Всероссийского в Польше проводился Европейский слет Джамбори, еще через неделю — Мировой слет в Таиланде. Организовывают Джамбори истинные следопыты, с детства в этом выросшие, а потом сами поработавшие с детьми. А после такого опыта — организации нескольких тысяч человек, их с удовольствием приглашают в молодежное движение. Сам лагерь Джамбори, не отходящий от скаутского метода, длился семь дней — с 14-го по 21-е июля. Экскурсионная программа добавлялась. Экскурсии мы сами для себя планировали, могли заехать на поляну, стоять автобусом и кататься потом, куда нам надо. По дороге на Джамбори заехали в Великий Новгород, а потом ездили в Псково-Печерский монастырь и по Санкт-Петербургу. Но очень жалели, что отрывали время от лагеря, потому что там каждый день проводилось что-то интересное.

Участников было четыре тысячи. Были представлены все регионы России, ближнее и дальнее зарубежье. Германия, Франция, Финляндия и даже Китай. Эстония, Украина. И Карелия, и Бурятия, и Башкирия, и Татарстан, и Камчатка...

На Дворцовой площади

Торжественное открытие лагеря состоялось на Дворцовой площади Санкт-Петербурга 14 июля. С этого момента и началась программа Джамбори. Четыре тысячи скаутов собрались вместе на Дворцовой площади. Приветствовали нас священноначалие и представители администрации северной столицы. Здесь, на площади, нам было показано грандиозное представление: сражались, стреляли из луков рыцари, шведы бились с нашими... А в конце мы увидели войско Петра. Сам Петр обратился к нам с приветственным словом. Впечатление на всех это произвело сильное.

"Град Святого Петра"

Слет всех скаутов России Джамбори собрался в ста тридцати километрах от Санкт-Петербурга, в местечке Луга, на территории военно-транспортного железнодорожного института. В лесу, на полигоне, где проходят испытания, и расположился наш лагерь. Когда заехали, сразу увидели: лес, озера, — все приготовлено. Жили в палатках. (Если скаут живет в домике — это уже не скаут). Одна из групп на соревнованиях в Джамбори строила патенты. Это сооружения из подручных материалов, из того, что тебя окружает в лесу, в основном из деревьев, при использовании веревок. Такое обустройство лагеря — стоянки для палаток — должно быть достаточно высоким — выше двух метров. Но на севере проще, у нас можно за такой палкой часа два ходить.

Лагерь назывался «Град Святого Петра» и был разбит на шесть подлагерей: «Царское село», «Павловский парк», «Летний сад», «Васильевский остров», «Кронштадт», как в настоящем Санкт-Петербурге. Наша огороженная поляна называлась «Заячий остров». Интересно, что именно на Заячьем острове Петр I заложил 16 мая 1703 года в основание крепости и города ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного. Мы, жители Кубани, особенно почитаем Апостола Андрея, когда-то проходившего и по нашей родной земле. В подлагерях были свои отделы. На «Заячьем острове» у нас был Южный отдел — следопыты Кубани.

Хороший настрой

16 июля состоялся молебен и освящение лагеря. Всю территорию, заодно и присутствующих, окропили мы святой водичкой. Настрой в лагере был очень хороший, чистый. Никто не выпивал, не гулял после отбоя. На Джамбори было радостно. Там шестьдесят процентов не просто людей православных, (православных процентов девяносто), а воцерковленных людей. Перед молебном Царственным мученикам — как раз была годовщина 17 июля, было объявлено: «Все желающие собираются на молебен». Не меньше половины лагеря собралось.

Очень многое зависит от устроителей, руководителей. Если подходит руководитель Джамбори, говорит: «Батюшка, благословите!», и его заместитель подходит под благословение, ясно, что и остальные будут уважительно относиться к вере, к священству. Постоянно жили в лагере четыре священника из разных регионов, мы общались между собой. Скауты из дальнего Зарубежья показались даже более ортодоксальными, чем наши. Они все русские — дети эмигрантов революционной волны, которые начали возрождение скаутинга. Они сохраняют язык, традиции. Все их общины находятся при храмах. Считаются детскими, называются «Юные разведчики». Хотя ходят туда и взрослые, уже бабули — главное, душой быть молодым. И по одежде они отличаются от наших, русских. У них более четко соблюдают правила приличия, — если женщина — на ней обязательно юбочка, гетры, на молебнах особенно за этим следили. А у нас, к сожалению, часто приходят на молебен в вольной форме одежды: в штанах, в кроссовках.

Знакомство

Мы там неплохо себя показали. Мы — это православные следопыты Кубани. Всего нас было тридцать, детей двадцать пять, пятнадцать из которых — действительно работающие следопыты. Но Кубань мы представили. Казачью форму привезли, которую нам Кубанский казачий хор выделил. Спели: «Ты Кубань, ты наша Родина...» Многие просили: «Разрешите с вами сфотографироваться». Было такое непринужденное общение. Очень интересно на Джамбори проводилась игра знакомства. Регионов много, нужно было сделать так, чтобы все за это время познакомились. Во-первых, было разрешено объявлять, кто кого ждет в гости. Кто-то говорил: «Мы сегодня всех принимаем». Приходили к ним, кто хотел на чашку чая. И начинались игры, шутки, песни, — и гости, и хозяева себя представляли. И так каждый лагерь объявлял себя принимающим гостей. Ежедневно выходил листок Джамбори, он тоже помогал знакомиться, представлял участников лагеря, проводил опрос общественного мнения. А еще была специальная игра знакомства. Собирались все-все люди лагеря, которые должны быстро разбиться по десять человек. Обязательное условие, что все эти десять человек из разных городов. Они бегают, предлагают: «Кому Москва, кому Краснодар?» Собравшаяся десятка бежит регистрироваться. Все это на поляне происходит, и такие были, например, задания: десять растений тут же нужно было собрать, определить, назвать пять писателей из тех, кто писал о Петербурге, спеть коллективно песню, станцевать. «Летку-енку» танцевали. Все это на время. Бежит команда: «Мы готовы сдать!» И на следующий этап. Нужно было познакомиться с самым старшим руководителем, взять автограф, представиться. И все эти десять человек должны друг друга знать, адресами обменяться. Такое активное знакомство. Зато потом к нам стало много гостей приходить. Получилось, что наши люди попали все в разные команды, а потом все со всеми знакомятся, каждый через кого-то. Такая чудесная игра.

Активисты

Активитеты — это все соревнования на Джамбори. Утром наступало в лагере время активности каждого человека, маленького и большого. С 10 до 13 часов скауты проходили активитеты. Все они объединены в семь блоков: скаутский, игровой, водный, прикладной, туристический, спортивный и творческий. Все активитеты нужно было проходить поэтапно.

Наш Южный отдел «Заячьего острова», к сожалению, из-за экскурсий из программы выпал и проходил три активитета — журналистику, которая входит в творческий блок, из прикладного блока — реконструкцию (там шла подготовка к сражению на мечах, начиная с облачения в доспехи, а потом проводилось само сражение), и туризм. Активитет по туризму проводили представители фирмы «Салево» из Санкт-Петербурга. Мы успешно прошли полосу препятствий, куда входило хождение по бревну и другие различные виды переправ на время. И потом оказалось, что у нашей команды был лучший результат.

Рукодеоделие

В Джамбори мы не только в активитетах участвовали, но и обучались рукоделию. Собственно рукоделие входило в прикладной блок, но здесь требуется совершенствование, а для этого нужна система и постоянство. Каждый выбирал себе то, что по душе. А выбор был огромным: и вязание, и резьба по дереву, и гончарное дело, и выжигание по ткани... Сначала можно было везде попробовать, а потом, если, например, понравилась реконструкция, человек мог пойти туда и до конца смены мастерить там себе какую-то каску. Или стать специалистом по выжиганию по ткани. В общем, там было чему поучиться.

Что? Где? Когда?

А еще к нам приезжал знаменитый участник команды знатоков «Что? Где? Когда?» Александр Друзь и проводил «Брейн-ринг» в лагере. Игра проходила по олимпийской системе. Вначале было 16 команд. От каждого из пяти подлагерей было представлено три команды по шесть человек. Была и команда руководителей, но им не повезло, почти сразу уступили они первенство детям. Александр судил блестяще, проявляя стойкость: четыре часа сидел, вникал, занимался, до самого конца. ...Очень приятно, что наши двое следопытов попали в финал. Правда, за первое место боролись — недоборолись, но второе почетное — тоже хороший результат.

Энтузиасты

А сколько здесь было интересных людей! Как только приехали, я выхожу из автобуса, подбегает ко мне дедушка в бандане, с серьгой в ухе: «Благословите, батюшка!» Я думаю, что это за маскарад, шутит что ли? Говорю: «Бандану сними». Благословились, поцеловались. Его дети окружили: «Сайгак! Сайгак!» А потом наш лучший друг стал. Приехал он из Волгограда. Крестился недавно, но какой он бессеребренник, подвижник! Есть у него и вымпел, и другие награды. По внешнему виду мы часто судим о людях. Дети смеялись: «Какой-то дедушка...у него не хватает...». А дедушка воспитал многих, один из его мальчиков стал священником. Чувствует себя молодым: «Мне по паспорту 55 лет, а вообще — 15».

Сайгак, видимо, стоял у самых истоков возрождения скаутского движения в России — с 1991 года. В походы со своими следопытами ходит, в палатках живет, никаких послаблений. Работает в контакте с храмом, где стал настоятелем его воспитанник. Настоятель дает им работу: и на крыше с веревкой, и кирпич потаскать во славу Божию. Особенно нас тронуло, что этот необычный дедушка Сайгак заключил договор с администрацией, по которому ему разрешается на время брать детей из детских домов. Он берет их бесплатно в походы. И в Джамбори привез несколько человек. Они такие маленькие, мне показались вообще ангелочками. Дети наши растрогались: у нас было много продуктов, они кое-что нам принесли, а мы им наносили. После того, как я им иконки подарил, мальчик один подходит ко мне: «Вот Вам значок, у меня только значок есть...» Сайгак рассказывал: «Всяко было. Беру их оттуда, а они, когда разговаривают между собой, обзываются. Я им говорю: «Вы что? Вы же скауты! Скауты плохих слов не говорят». А в следующий раз уже не слышно этих слов...» В лагере не было случайных людей. Там мы видели настоящих энтузиастов — тех, кто живет детьми. Все было быстро, весело, интересно. Старшие ребята смотрят за младшими. Там был отряд из детей 9-10-летних, с ними старший — парень лет 16-ти, он их пасет, воспитывает, других взрослых рядом нет. Бывает, и подзатыльник кое-кто у него заработает. Но такая слаженность, а как они песни поют, с какой отдачей все делают. Познакомились мы там с батюшкой из Перми. Удивительно они там живут! У них — настоящая община, все священники прихода собрались и живут вместе в одном доме. Дети слушаются всех. Нет такого: «Твои дети, мои дети...» Чья матушка свободна — готовит. Все в общественном пользовании. Машина — общая. Настоящие единомышленники собрались. Получается монастырь в миру. На Джамбори батюшка из Перми приехал с детьми из детского дома. Здесь, на Джамбори, дисциплина была необходимой и естественной при непринужденном общении, очень насыщенной программе. Шел постоянный обмен опытом. Нам понравился опыт матушки из Карелии: они устраивают суд над грехом Понтийского Пилата, не над самим Пилатом — человека судить нельзя. У них есть судьи, присяжные, свидетели, обвинители, защитники. Разыгрывается все, как сцена. Защищает себя сам Понтийский Пилат. Кое-что мы взяли и для себя.

А вообще Джамбори — прекрасная школа для нас. Так много мы оттуда привезли. Не только опыт активитетов, интересных соревнований, игр, бесед, главное — особое состояние души, устремленность на помощь ближнему, укрепление в православной вере.

***

Лагерь на море. Август

Занятия

Вторая смена лагеря «Святой источник» в Джубге была с 11 по 23 августа. Снова были костры, походы, занятия. Но к обычному распорядку добавились занятия по астрономии. Приехали к нам гости из Москвы, наши давние друзья Алла с Ярославом, и привезли с собой еще двоих взрослых и пятерых детей из недавно созданных отрядиков скаутов. Брат Ярослава Максим — астроном. Ежедневно всю смену, со знанием дела, он обучал детей искусству чтения звездного неба, умению ориентироваться на нем, находить планеты и созвездия. Взял подзорную трубу с разрешительной способностью пятнадцать крат. Днем проводил теоретические занятия, а вечером — практические. (А детям не спать — это самое лучшее). Строевую подготовку проводил я, больше не нашлось никого, кто в армии служил, а наша организация полувоенная, нужна дисциплина. Днем, до обеда, когда у нас были занятия и игры, на море никто не ходил, только после тихого часа.

"Кружка воды"

Дисциплину стараюсь поддерживать. Разные способы ищу. В справочнике скаутском, выпущенном до революции, прочитал о способе «Кружка воды». Мы на море экспериментировали. Если кто-то говорит плохие слова — «Подходи сюда!» Кружечку воды раз — за шиворот. Лето, жарко, конечно весело. Детям нравилось. Правда, у Аркаши, который поругался, после кружки воды на следующий день температура поднялась. Он воду на себя сам вылил и не сказал, что ему нездоровится. И пострадал. Пришлось «Скорую» вызвать, укольчик сделали — сбили температуру...

Исторические игры. "Бородино"

У нас проводилась специальная игра по строевой подготовке — в атаку, в наступление нужно было идти только в ногу, кто сбился с ноги, возвращался. Могут ранить или убить. Если ранили, идешь — три молитвы читаешь в лазарете, и снова здоров, выходишь, идешь дальше в наступление.

Вообще с играми интересно получалось. Например, «Бородино». У нас были русские и французы. Пред игрой проводится жеребьевка с помощью шапки. Французы получились — класс! Маршировали отменно, в ногу, такие речевки говорили. В интеллектуальной игре блестящую победу одержали. Русские не знают ничего, полководцев не могут назвать. А вооружение: бомбы, конницу, — команда по результатам интеллектуальной игры получает. Французы оказались гораздо лучше вооружены. А когда началось сражение, Господь управил так, что русские победили. И все руководители подтвердили: «Это всегда в России так было...»

Мальчик из Ильского был русским, берет флаг, а француз Вова берет целлофановый шарик — бомбу, которой его должно убить. Всегда получалось, шарик лопался, противник обливался, и все, ты убит до конца игры. А здесь он со всего маху ударил, мячик бьется об голову, сминается и отскакивает. Шарик такой качественный был, но отлетел почему-то. Русские овладели флагом и победили. А в прошлом году была «Куликовская битва». Татары были на высоте. Начали сражаться, уже забрали знамя, русские, кажется, уже все побиты, и тут «князь Михаил Тверской» предает татар. В это самое время у них погибает Мамай, и русские забирают флаг. Мне не кажется это случайным, ведь перед игрой я служу настоящий молебен. Господь помогает русским, как во все трудные моменты истории.

Приглашенные

Перед второй сменой по благословению Владыки — Митрополита Исидора, были разосланы приглашения, путевки в лагерь. Вот так оказались у нас десять человек детей из приходов нашей епархии. Из храма Рождества Христова, из Георгиевского, Казанского храмов Краснодара, из Марьянской, из Тамани... Дети воцерковленные. Большие надежды на них возлагал. Храм у нас прекрасный открыт, тем более — в честь Успения Пресвятой Богородицы. В первый день Успенского поста — 14 августа все исповедались, причастились. А потом ливень пошел... Дети-пономари с приходов с инициативой вышли — благодарственный молебен служить. Ну, думаю, молодцы какие. ...Потом родители стали приезжать, а дети плачут, домой просятся, скучали по родителям. Четверо человек из десяти уехало, кто три дня выдержал, кто четыре, кто пять. Шестеро остались до конца. Некоторые решили стать православными следопытами.

Следующим летом мы полностью отдаем это место для благоустройства, чтобы дети могли жить комфортнее. А мы — отдельно, нам — чем трудней, тем лучше. Но в нашей программе будут принимать участие все.

Рассказал священник Евгений Иванов


Открытие Джамбори

Ночь с 13 на 14 июля. Стемнело часа в два. До этого у руководителей, не привыкших к белым ночам, не поворачивался язык скомандовать: «Отбой!» Уснуть все равно мало кто смог из-за обилия комаров.Рано утром мы с батюшкой разожгли костер на еще мокрых от дождя сосновых ветках. И после общего подъема и завтрака мы стали собираться в Санкт-Петербург. Каждый хотел выглядеть лучше своего соседа, ведь в столицу едем. Собрались все вместе и поехали. По дороге в автобусе нам скучать не пришлось, ведь с нами был опытный экскурсовод - иподиакон Александр Пискунов, который учился когда-то в Санкт-петербургской духовной семинарии. На Дворцовой площади мы построились, и, стараясь не выглядеть глупо среди других опытных скаутов, как можно четче шагали в ногу. На площади мы оказались рядом со скаутами из Волгограда. Огляделся. Такого количества скаутов я еще не видел вместе! Подумать только, четыре тысячи!

Сначала были приветственные речи. А потом неожиданно началось представление. Умелые артисты воспроизвели военную историю России от Киевской Руси до Петербургских времен. Здесь были витязи с топорами, сражались русские князья. Потом была Полтавская битва. И закончилось представление яркой зажигательной речью самого основателя Санкт-Петербурга - Петра I. Он призвал нас к доблести, рыцарству и хорошим поступкам.

И вот мы под звуки маршей духового оркестра идем парадом вместе со всеми по Дворцовой площади. В это время нам удалось рассмотреть несколько групп иностранных скаутов. Французы были одеты в специальные бордовые рубашки и сине-желтые галстуки. Китайцы - все в ярко-красных рубашках с большим национальным флагом Китая. Эстонцы - настоящие европейцы - в синей форме. Их собака породы бассет-хаунд тоже была с галстуком на шее.

Так маршем мы и ушли с Дворцовой площади. И отправились в нашу первую прогулку по Санкт-Петербургу. Экскурсии были у нас впереди. Но, главное, впереди нас ждала интересная жизнь Джамбори.

Владимир Иванов, 13 лет, православный следопыт Кубани, 2-й разряд

В лесу среди гор

Этим летом я ездила в Джубгу два раза. Мне так понравилось в лагере в июне, что и августовскую смену я решила провести там. Наш лагерь назывался «Святой источник». Мы жили в палатках, готовили еду на костре, ходили в походы, ездили на водопады, купались в море, загорали, а вечером... вечером начиналось самое интересное!

После вечерней «Мачты» («Мачтами» называется общее построение лагеря, когда утром намечается план дня, а вечером подводятся итоги) весь лагерь собирался на костер. Костровой разжигал костер, и с первым показавшимся языком пламени мы начинали петь гимн разведчиков «Будь готов!». После гимна каждый патруль представлял свою «точку». «Точка» - это и сценки, и песни, и танцы, чего только не придумывали! Каждый вечер отличался от предыдущего, и я не помню ни одного костра, на котором было бы скучно. После костра - отбой. А утром... как здорово проснуться рано, вылезти из палатки и увидеть окружающую тебя природу: горы, лес, туман, сероватое утреннее небо. Невольно сравниваешь его с ночным, черно-синим, с сияющими звездами и огромной ярко-желтой луной. В эти минуты ясно понимаешь разницу между обычным лагерем и палаточным. Там бы я, наверное, не обратила на все это внимания, просто бы не увидела.

Однажды утром мы поехали на речку. Добрались до места назначения на КАМАЗах. Это было так здорово! Теплый ветер дует в лицо, брызги воды разлетаются в разные стороны и падают на тебя, когда проезжаешь по реке. Вокруг - живая красота, в виде гор, лесов, садов. День был солнечный, жаркий. На другой стороне реки (шириной примерно метров тридцать) была скала, с которой все прыгали, вернее, старались прыгнуть. Мы целый день купались, ныряли, загорали, катались на лошади. К вечеру мы вернулись в лагерь, переполненные впечатлениями. Мне очень понравилось в лагере, и я очень хочу поехать туда следующим летом.

Людмила Щербакова,15 лет, 3-й разряд


Ларисины слезы

  непридуманный рассказ  

Однажды к нам в детский дом привели новую девочку. Она была очень красивая: волнистые волосы до плеч, огромные глаза - ангел во плоти! Ее звали Лариса. А мы были тощие от голода, длинные девочки-подростки. К тому же нас постоянно стригли наголо. Мне было лет 9-10, Лариса на год меня была старше. Мы, все девочки, завидовали ей.

А она была не только красивая, но и очень ласковая. Ее за это воспитатели любили: ее не обрили, как нас; ее то и дело ласкали, гладили по головке, угощали каким-нибудь нехитрым гостинцем. И все это на наших глазах. Каково нам было это видеть? И доставалось же ей от нас! В пику воспитателям, мы вымещали свою детскую обиду на Ларисе. Дергали ее за волосы, дразнили до тех пор, пока на ее глазах не появятся слезы. И только тогда мы успокаивались. Но нам можно найти оправдание. Время было послевоенное, очень голодное. У многих детей родители от голода умерли. Нас в захолустном детском доме жило в бараках 700 детей. Кормили так скудно, что мы едва ноги таскали. Порция каши могла поместиться в детской ладошке. Летом мы паслись, в полном смысле слова. Рядом паслись свиньи, вкусно чавкая, и мы рядом, лежа на животах, также ели траву. А нас, в свою очередь, ели аскариды и всякая нечисть. Страдали и трахомой (буквально все), и цыпками, и вшами, и тифом. Зимой было холодно в рваной одежонке. Обувь была одна на троих. До столовой мы бегали по снегу босиком. В бараках было так холодно. И когда надо было идти в лес собирать хворост для топки, мы наматывали на ноги разное тряпье.

И вдруг мы узнали, что наша Лариска ко всему прочему еще и богомолка (кто-то увидел ее выходящей из храма). Еще больше стали дразнить ее: «Ну-ка, покажи, как ты молишься! А за нас-то ты молилась?» И вот, подкараулили ее как-то раз, когда она шла из церкви, окружили и стали над ней издеваться. А я была самая задиристая и больше всех к ней приставала. Я помню, у нее ручьем крупные слезы из глаз катятся, и она выкрикивает в лицо мне: «Вот увидишь, вот увидишь. Бог тебя накажет!»

Об этом инциденте все вскоре забыли. Да и Лариса старалась не попадаться нам на глаза. Прошла неделя. В один из дней мы сидим на завалинке: лето теплое, хорошо... Делать нечего, думали, куда пойдем: то ли на речку, то ли в лес по ягоды.

Не успели придумать, как вдруг бежит Катька Галушкина («Галушка» - мы ее так коротко звали) с голубой лентой в руках. Мечта всех девчонок! Естественно, мы все воззрились на эту ленту с восхищением, и каждая подумала: «Вот бы мне такую!» А она говорит: «Давайте проведем соревнование: кто дольше посмотрит на солнце, того лента и будет!» Все шестеро девчонок испытали свое счастье, дошла очередь до меня. Я напыжилась и в душе решила про себя, что я обязательно продержусь дольше всех.

Только лишь я взглянула на солнце, у меня вдруг потемнело в глазах, как бы накинули черное покрывало на меня. Я сразу не поняла, что такое со мной произошло, но не испугалась, ведь и раньше случалось у меня потемнение в глазах. Но я продолжала смотреть (уже не видя) на солнце, ощущала жар лучей на своем лице, пока девчонки не закричали: «Хватит, хватит, ты победила!» И мне (мы все были лысые) повязали ленту на шею. Я представляла себе своих подружек, как им было завидно, что не они выиграли приз. В это время горнист заиграл сбор на обед, мои подружки сорвались с места и убежали. Одна Катька задержалась около меня, ожидая, когда я рвану к столовой. Но я не двигалась, ждала, когда в глазах просветлеет, но так и не дождалась: «Катя, беги, принеси мою пайку хлеба и, если дадут, то и каши». Она убежала, а я осталась, боясь сдвинуться с места.

Вскоре прибежала Катька, подала мне пайку хлеба с кашей, которая уместилась на ладошке. Она меня спросила: «Ну че, видишь че-то?» «Если б видела, здесь не стояла бы». Тогда она и говорит: «Айда до Сан Саны». Так мы звали нашего врача Александру Александровну. И мы побежали, если можно так выразиться, учитывая мое положение.

Вот так я осталась в лазарете, где пролежала около месяца.

Затем меня перевели в поселковую больницу, где я пролежала около трех лет. И вот в один из скучных больничных дней я лежала, и у меня в мыслях были подружки из моей группы и Лариска тоже. Вдруг, словно огненная молния полыхнула перед моим мысленным взором, я как бы наяву услышала: «Вот увидишь, вот увидишь. Бог тебя накажет». И мне все стало ясно, как день. В моем возрасте я не задумывалась о других мирах и не верила ни в Бога, ни в нечистую силу. Я закричала: «Няня, няня!» Когда она прибежала, я ей сразу задала вопрос: «Няня, а Бог есть?» «А как же, - сказала няня, - есть». «А ты видела Его?» «Да», - ответила она. «Где?» «Да везде, - ответила она. - В цветении цветка, в дуновении ветра, в сотах пчел и в каждой травинке-былинке. Каждое утро птицы поют песни Богу за то, что Он дает им корм. Пчелы восхваляют Господа за нектар. И вообще, вся тварь Божия славит Бога за то, что ежедневно восходит солнце. Природа - это не хаос, деточка, это мир Божий с Его законами. Так что просить Бога о милосердии надо. Он и пошлет тебе Свою милость». «Но Его-то не видно», - возразила я. «Ну, как же не видно. Посмотри на цветы: растут на одной грядке роза, нарцисс, ромашка, астра, василек. Какие они разные и по форме, и по расцветке. А откуда же взялись яблоки, груши, сливы, помидоры, огурцы и другие овощи, фрукты?» Я стала задумываться: «А правда, откуда это все?»

Ко мне приходили подружки, и однажды пришла Лариса. Я своих подруг узнавала по шагам, а эти шажки были легкие, мне незнакомые. И я спросила: «Девочки, кто пришел?» Мне ответили: «Лариса». В первое мгновение я хотела ее прогнать, но любопытство пересилило, и я говорю: «Иди сюда, садись на мою койку». Она опустилась на краешек кровати и вдруг бросилась мне на грудь и начала плакать. «Ну, че ревешь?» - говорю. Она же, всхлипывая, все просила: «Прости меня, ради Бога!» «Всю рубашку мне слезами омочила», - проворчала я. Когда мы пришли в норму и перестали хлюпать носами, Лариса мне и говорит: «Ты только не сердись, что я тебе сейчас скажу». «Ладно, не буду», - соглашаюсь. Все, затаив дыхание, с любопытством уставились на Ларису. Здесь-то она меня и огорошила: «Ты не согласилась бы со мной сходить в церковь?» « Ку-уда-а? - протянула я. - Ты че, чокнутая, че я там забыла?! Какая с меня богомолка? А ребята наши увидят? Да они меня на смех подымут. Нет, нет, нет!» Но она просила снова: «Ты же ничего не теряешь, а просто попросишь Бога о милости, и Он услышит тебя. Представь, что перед тобой мама, папа, родные твои, и ты почувствуешь огромное облегчение». Возражаю уже слабее: «Но я же видеть все равно не буду, стоит ли идти?» Здесь хором подключились к ее просьбе девчонки. Я их понимала, им было крайне любопытно.

Для всех нас это была тайна, и все мои подруги жаждали заглянуть за край полога: а что там? В конце концов, я сдалась, и в душе у меня зародилась крохотная искорка: «А вдруг есть все-таки Кто-то?»

Я ждала утра, а когда задремала, пришли мои подружки. Лариса была тоже с ними. Предупредив добрую няню, мы побежали в храм. Когда, едва переведя дыхание, мы остановились у церкви, я почувствовала запах и спросила: «Чем это так пахнет?» Лариса отвечала: «Ладаном». Затем мы вошли внутрь. Я слышала приглушенный шепот. Рядом со мной жалобный бабий голос произнес: «Бедная сиротка, да к тому же еще слепенькая». Лариса подводила меня ко всем иконам и говорила, кто изображен на иконе. Я, в свою очередь, целовала икону и произносила мою первую детскую молитву.

Наконец, мы дошли до Креста, где опустились с Ларисой на колени. «Лариса, а почему Христос был казнен на Кресте? Если Он Бог, то почему Он не разогнал врагов? Почему Он дал им торжествовать над Собой?», - много вопросов было у меня, и Лариса едва успевала отвечать на мои вопросы. Тут началась служба: это была Божественная Литургия. Рядом с собой я слышала Ларисины всхлипы и жаркую молитву. Я тоже начала просить у Бога: «Боже, если Ты есть, прости мне, я никогда не буду смеяться над верующими. Дай мне снова увидеть синее небо, солнышко ясное, зорьку алую, травушку, воробышков. У меня нет ни мамы, ни папы, будь Ты отцом и матерью, чтоб я знала, кому можно выплакаться в горе и рассказать свою радость, чтобы и Ты, Господи, порадовался вместе со мною». Я так горячо молилась, просила Бога о прощении!

И вдруг передо мною открылась такая картина: по небу бегут облака, черные, лохматые, будто гонимые ветром. Когда облака прошли, перед моим взором, если можно так выразиться, показалось чистое небо нежно-сиреневого цвета. А вдали на горизонте занималась заря. Она была еще совсем робкой, и узкая полоска на небе постепенно ширилась. И вот поднялся предо мною Крест с Иисусом Христом. Он смотрел на меня ласково, скорбно и нежно. Никогда в жизни я не видела таких глаз, я даже зажмурилась от страха и волнения, а сама думаю: «Господи, что это, откуда эта картина? Я же глазами не вижу». Потом все исчезло, я начала различать слова, молитву, я смотрю вперед и вижу (пока не осознавая) Крест и распятого Господа. У меня опять шевельнулась мысль: «Опять какая-то картина». Повернув голову влево, я увидела Ларису, слезы на ее щеках и шепчущие губы. Я уставилась на нее во все глаза, и захотелось мне достать ее кончик носа пальцем: «Если я точно попаду в нос, потрогаю ее носик, значит, я вижу». Я долго целилась, рука моя дрожала, я боялась, что это внутри моей головы картина. Она, почувствовав мой упорный взгляд, обернулась ко мне. В ее больших глазах стояли два вопроса, она и плакала, и смеялась. Здесь мой взгляд пронзила как бы огненная молния: «Ты же видишь, не бойся!» Я вскочила с колен, обернувшись к людям, и закричала: «Люди, я же вижу, вижу!!!» И, уже теряя сознание, падая, я шептала: «Вижу, вижу!» Очнулась я, наверное, в пономарке или где крестят, в то время я не понимала. Рядом был батюшка. Он проговорил: «Очнулась, вот и хорошо, пойдем в храм, дитя, возблагодарим Господа». И он повел меня в храм, где сказал великолепную проповедь.

Когда мы с подругами вернулись в больницу, то первым, кого я увидела, был мой лечащий врач Юрий Владимирович. Правда, когда я его увидела, быстро шагающего по коридору, на минуту закрыла глаза, чтобы узнать по шагам, кто это? И оказалось, что это мой доктор. Я посмотрела на него во все глаза, а потом как заору: «Я же вижу, видите, Юрий Владимирович, вижу! Разве Вы не видите, что я вижу!!!» И тут он схватил меня за плечо, взглянул в мои глаза и сказал: «А ну, стой здесь», - и сам отошел к окну. Оттуда, от окна, до места, где я стояла, было примерно метров 5-6. Он начал показывать пальцы: то один, то два, то четыре, и я на все вопросы «сколько?» уверенно отвечала. Он спросил, как это произошло. Я, естественно, рассказала правду. Он и говорит: «Ну что же, твое счастье, девочка, что так вышло. Возможно, что-то и существует».

После этого я еще неделю пролежала в больнице, а потом с триумфом возвратилась в детдом, где меня пацаны встретили с криком: «Ура, Кеша вернулась!» А девчонки кричали: «Ура Макеше!» Как будто я была где-то в дебрях Амазонки.

На этом счастливо завершилась моя история. Слава Богу во веки веков!

Неизвестный автор. Из книги: «Православные чудеса ХХ века»


В ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРА

НА САЙТ ГАЗЕТЫ

НА САЙТ ЕПАРХИИ