СЕНТЯБРЬ 2003 г., № 9 (154) стр. 1-4


Свидетели верные

5 сентября (по новому стилю) Святая Церковь отмечает память священномученика Иоанна пресвитера. Известнейший проповедник, миссионер, патриот, неустанный борец за правду, протоиерей Иоанн Восторгов - уроженец станицы Ново-Александровской Кубанской области. Никогда не забывал родины знаменитый проповедник, часто посещая кубанские станицы, неся слово Божие в храме, где был настоятелем его отец...Где только не раздавалось слово отца Иоанна: и в Ставрополе, и в Москве, и в Сибири, и в Персии, и в Китае...

В годы революции слово пастыря звучало в Покровском соборе Москвы (известном как храм Василия Блаженного), где он был настоятелем. По воскресеньям он служил молебен на Красной площади, где во всеуслышание громил большевиков.

...Протоирей Иоанн Восторгов был расстрелян в 1918 году в Москве вместе с епископом Селенгинским Ефремом, Николаем Алексеевичем Маклаковым, бывшим министром внутренних дел, и другими видными государственными и религиозными деятелями. Священномученик епископ Ефрем и мученик Николай вместе с протопресвитером Иоанном причислены к лику святых. Перед расстрелом, после коленопреклонной молитвы и прощания осужденных друг с другом, отец Иоанн призвал их с верой в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву.

Ровно за 10 лет до кончины о. Иоанн Восторгов был на родине, в станице Ново-Александровской. Проповедуя здесь о верных свидетелях Христовых, он пророчески предсказал свое мученичество.

24 августа (6 сентября) 1908 г.

...О, храните, возлюбленные, Божественное слово и Святое Евангелие Господа Иисуса, и не променяйте его ни на какое слово человеческое, от кого бы оно не исходило, как бы с виду оно не было блестяще, какие бы блага вам не сулило...

...Тридцать пять лет назад в ограде этого храма, в той же, что и ныне, сторожке я впервые увидел уроки обучения у смиренного учителя. Теперь уже здесь, в ограде церковной, покоится раб Божий Иван Владимирович Фроловский в могиле, уже многими позабытой. Не обладая высокими знаниями, он горел тихим светом веры и благочестия пред людьми и пред Богом, и этот свет он вливал в души тех детей, которых к нему приводили...

Вспоминается потом другая школа, старое здание около церкви, и в нем старый учитель, доживший до столетнего возраста, раб Божий Михаил Васильевич Надежин. Тяжкая жизнь; несправедливая ссылка в Сибирь за чужое преступление; лишение чинов и службы; смерть жены и детей, умерших в горе и нищете; пятилетнее пешком путешествиe в дальнее Забайкалье; двадцать лет ссылки; потом добровольная служба рядовым казаком после офицерских чинов во время Крымской войны для искупления не бывшего преступления; возвращение сюда, в станицу, - все это не сломило духа этого человека, не убило в нем веры в Бога, в добро, в людей.

И когда он учил нас, детей, в школе, огонь его веры и любви светился в его старческих очах, изливался нежно в его речи, спокойной и ласковой...

Дай Бог, чтоб эти святые чувства веры в Бога и в добро, любви к людям, незлобия и всепрощения остались навеки во всякой школе!

***

14 (27) сентября 1908 г.

...Ныне, при наших испытаниях и изменах вокруг нас, все-таки, в конце концов, победят верные Богу, Царю и России русские люди, а не предатели. За верными - Бог, за верными - правда, за верными - чистая совесть.

Мне невольно вспоминается рассказ, слышанный в детстве от моего отца, участника Кавказской войны. Священник и псаломщик в Великую пятницу, совершив вынос Плащаницы и окончив службу Божию в одной станице, должны были проскакать верхом на лошадях ночью в другую, соседнюю станицу, чтоб и там совершить тот же священный обряд. Время было опасное; ехать надо было лесом; везде были засады горцев.

Лучше других знал обычай нашей Церкви один перебежчик к горцам, изменник русский, принявший мусульманство, Ахмет. Знал он, что неминуемо в эти дни придется причту ехать лесною дорогой, и вместе с другими черкесами решил захватить в плен священника и псаломщика, в надежде получить за них хороший выкуп. Ночью скачут священник с дьячком, торопясь на свое дело, и неожиданно подвергаются нападению; лошадь священника умчала его назад, дьячок же был взят в плен, привезен в недалекий аул, брошен в яму-темницу.

Сидит Ахмет, радуется удаче, ждет выкупа. А дьячок просидел день в яме, дождался ночи, и как только спустилась тьма в эту ночь, когда крещеный мир празднует Пасху, Праздник праздников, запел он, подавляя в себе горе и уныние, святые и вечно радостные пасхальные песни. Лежит он, и все громче и громче несется его пение: «Христос Воскресе из мертвых!..» «Воскресения день...» «Светися, светися...» «Пасха красная!.. Радостию друг друга обымем!.. Простим вся Воскресением!..»

Проснулся Ахмет от этих звуков, вышел из сакли, слушает... Слушает, и не в силах он побороть охватившее его волнение; слушает, готов бы перерезать горло певцу, чтоб уйти от этих слов, от этих знакомых звуков, и не в силах двинуться с места.

Стоит он, как зачарованный, весь подавленный вдруг нахлынувшими властными воспоминаниями. Как буря они налегали на него и захватили все его существо: картина за картиной встает в его душе. И чудится ему дальняя родина, теперь ему чужая, и некогда близкие люди, теперь ему враждебные, и родная церковь, и огни, и пасхи, и Святая ночь, и христосованье, и разговенье, и светозарная радость Светозарного дня...

А дьячок все поет, все поет Пасхальную заутреню. Что это? Весь дрожит от рыданий Ахмет, не в силах сдержать слез, что сами льются из очей. Он торопливо идет, седлает лошадь, седлает другую, подходит к заключенному, освобождает его из ямы. Вот они скачут молча на опушку леса, вот углубляются в лесную дорогу. Ахмет отпускает пленника, дарит ему лошадь: «Иди, скачи скорее домой к празднику!»

Скоро дьячок встретил своих: то выехали по возвращении священника казаки искать пленника и целые сутки его ищут; и вот, они все вместе въезжают на рассвете в станицу; церковь еще горит огнями, народ еще в храме, уже в конце пасхальная служба. Стал дьячок на клирос, и никогда не пел он так хорошо, так звонко и воодушевленно, как в эту ночь, когда Христос Воскресший вывел его из тьмы преисподней...

***

Из Слова на Усекновение главы Иоанна Предтечи,

29 августа (11 сентября) 1908года

Непостижимы, братие, тайны Божественного мироправления, непостижима уму и тайна страдания праведных. И Спаситель Сам не сошел с Креста, не свел со креста страданий и раскаявшегося разбойника, не вывел из темницы и Иоанна Предтечу. ...И остался Иоанн свидетелем верным и в страдании и смерти своей...

...Невольно пред духовным взором нашим восстают все подражатели святого Иоанна, подобно ему смертью своею запечатлевшие верность истине, от кого бы они ни прияли гонения и кончину. Кто они, эти верные свидетели? Это - прежде всего, конечно, святые мученики, исповедники, страстотерпцы, им же несть числа, пострадавшие за Христа и Его Церковь по всей земле. Они во святых, и имена их вечно в похвалах Церкви Божией. Но подобны им и все те, не прославленные святостью жизни, может быть, в земном житии и много согрешавшие, но приявшие смерть за исполнение своего долга пред ближними: это - православные воины, положившие жизнь свою за веру, царя и отечество на полях брани, в дальних плаваниях, в защите родины... Во исполнение величайшей заповеди Христовой: «больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Ныне поминает их святая Церковь заупокойною молитвою.

Вам, возлюбленные, особенно близки эти свидетели верные. За последние сто лет, как здесь поселены были казаки для ограждения русского царства от натиска и набегов диких горцев, есть ли среди коренных жителей станицы хотя одна семья, в которой бы не было за минувшие войны нескольких убитых на поле брани, замученных и погибших в плену, пропавших без вести, умерших преждевременно от полученных ран и увечий?! О них ведутся тихие рассказы в старых семьях, о них хранятся здесь бережно воспоминания... Совершая сегодня священную службу, на проскомидии в редком помяннике мы не встретили имен на брани убиенных воинов...

И еще есть теперь свидетели верные; это слуги царевы, павшие жертвою за исполнение своего долга перед родиною от руки безбожных внутренних врагов нашего отечества. ...И за всех этих погибших, расстрелянных, взорванных, зарезанных, - убитых, - достойно и праведно ныне вознести заупокойное моление, как за свидетелей верных...

...Помолимся о них всецерковным молением. И если и нам самим за слово истины, за крепкое стояние в исполнении долга, за верность Богу, Царю и Родине судит Господь приять клеветы, гонения, преследования и даже смерть, то да сподобит и нас Господь части верных Его свидетелей в молитве Церкви и во Царствии Христовом! Аминь.

Протоиерей Иоанн Восторгов,

ст. Ново-Александровская

Кубанской области


• Поздравляем ! •

Редакция газеты «Православный голос Кубани» сердечно поздравляет главного врача 2-й городской больницы Игоря Матвеевича Ханкоева с высокой церковной наградой - орденом Прп. Сергия Радонежского III степени.

Орден был вручен Его Высокопреосвященством Преосвященнейшим митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором в день Преображения Господня. И. М. Ханкоев был представлен к ордену в связи с благими трудами по возведению на территории больницы храма в честь иконы Божией матери «Целительница».

Это уже второй главный врач города, удостоенный подобной награды за строительство больничного храма (первым был Юрий Евгеньевич Дудик, главврач Краевого онкодиспансера).

***

Поздравляем с 15-м днем рождения Литературный музей Кубани. Отрадно, что в наше нелегкое время музей находит силы поддерживать традиционную культуру и дух Православия, внося свою лепту в воспитание будущих достойных граждан Отечества, с честью выполняя высокую просветительскую миссию. Со своей стороны, нам очень приятно, что заместитель главного редактора «ПГК» протоиерей Сергий Овчинников был одним из основателей этого замечательного музея.


• Епархиальные вести •

Перед началом обучения

В последнее воскресенье лета, накануне начала учебного года, как и в сам день - 1 сентября, во всех храмах нашей епархии прошли молебны перед началом учения. По традиции на молебном пении «Перед началом учения отроков» присутствовало немало учащихся: от тех, кому предстоит в первый раз пойти в первый класс, до студентов, обучающихся в средних специальных и высших учебных заведениях. В храме молились родители с детьми не только из числа постоянных прихожан храмов, но и недавно пришедшие в Церковь. Молитвы возносились о благополучном обучении, о познании премудрости Божией, о получении знаний, полезных для ума и сердца.

***

В Кубанском государственном Университете культуры и искусств на факультете традиционной культуры 1 сентября был отслужен молебен перед началом учебного года, который служил священник из краснодарского храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», иерей Юлий Кустанов. На молебен собрались студенты факультета с преподавателями во главе с деканом Виктором Гавриловичем Захарченко и заведующей кафедрой народного декоративно-прикладного искусства Екатериной Гавриловной Вакуленко.

После молебного пения батюшка обратился к присутствующим со словами: «Основой всякого истинного просвещения является просвещение Светом Христовым. Славянский народ стал культурным именно благодаря Православию, и наш молебен сейчас был тому свидетельством. Священническое облачение, например, - одежда царская - образец декоративного творчества. Пение, молитвы - не простой набор слов - это поэзия Церковная. Евангелие - величайший образец мировой литературы. Крест - литой, иконы - писанные мастерами - образцы художественного искусства». Закончил свою проповедь батюшка пожеланием, чтобы в будущем студенты принимали участие в молебне в качестве клиросных певцов, и благословением всех предстоящих на успешное обучение в новом учебном году. Созвучным выступлением откликнулся на проповедь Виктор Гаврилович Захарченко, чьими трудами и заботами стала возможной деятельность факультета традиционной культуры. Он подчеркнул, что казачья культура возникла и развилась на базе Православного искусства и неразрывно связана с Церковью.

***

Памяти митрополита Виктора

15 августа 2003 года на Славянском кладбище состоялась панихида на могиле митрополита Виктора (Святина), Кубанского архиерея с 1956 по 1966 год. Панихида была отслужена в связи со 110-летним юбилеем со дня рождения Владыки, незадолго до дня его кончины - 18 августа. Служил панихиду иерей Владимир Ромашкин в сопровождении причта Екатерининского собора при участии почитателей покойного Митрополита. К 40-летию со дня кончины Владыки Виктора на месте могилки планируется сооружение часовни.


 Как «НЕРУШИМАЯ СТЕНА» возводится

(окончание, начало в №8 `03 "ПГК")

Храмы, уходящие ввысь

Растет, украшается женская обитель с удивительным именем — иконы Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена». По Божией воле именно в зеленом Апшеронске, расположенном среди гор, возводится «Стена Нерушимая». Город маленький, но буквально наводнен представителями других христианских конфессий. Рядом со строящимся монастырем — молитвенный дом адвентистов седьмого дня, через дорогу — молитвенный дом баптистов с молодежным кафе. В таких условиях одного приходского храма мало. Нужна особенная, усиленная молитва, противостоящая действам, совершающимся в этих домах и уводящим людей от веры истинной. Создание здесь монастыря было мечтой населения ...

В деле строительства нет ничего случайного. Вплоть до адреса. Монастырский адрес многим читателям уже известен: улица Юдина, 4. Интересно, что эта же улица носит имя Ленина, дома молитвенные как раз стоят на ней, но как только начинается поворот к монастырю, улица становится улицей Юдина. Монастырские сестры говорят, что это название производно от Иуды, конечно, от Иуды апостола — брата Господня.

И проект монастыря был выбран необычно. Можно сказать, он состоялся так, как Господу угодно. Ю. С. Субботин - архитектор у нас в крае известный. Но проектирование монастыря работа, о которой он и не предполагал. И так получилось, что, не подозревая о предстоящей работе, прежде чем получить заказ, он проехал по женским монастырям России. Если посмотреть на макет монастыря, обращаешь внимание на приниженность стены со всеми подсобными помещениями и хозяйственными постройками. Храмы, наоборот, уходят ввысь, особенно главный — «Нерушимая Стена», а келейные корпуса — возле земли. Это древняя традиция, связанная с иноческим смирением.

С помощью Божией

С каждым днем преображается все больше обитель иноческая, укрепляется «Стена Нерушимая». Уже ведутся внутренние отделочные работы, электрика проведена, все заштукатурено. Скоро начнется побелка, покраска. Для храма уже есть все, что необходимо для службы. Даст Господь, скоро зазвонят колокола, приглашая народ православный на богослужения. А у сестер наконец-то будет возможность жить всем вместе на территории монастыря.

Всего за полтора года на пустыре появилась ограда монастырская, а за ней вырастает обитель. И, конечно, у многих может возникнуть вопрос: «Откуда берутся средства?» Ответ для верующего человека ясен. Без помощи Божией это было бы невозможным. Никакой храм, тем более, монастырь не может строиться без помощи свыше. Трудно монахине Зосиме совмещать обязанности настоятельницы строящегося монастыря с делами в епархиальной канцелярии. Но постоянный контакт с Владыкой, со священниками помогает. Получается, что дело строительства идет на глазах у всех. И как тут не помочь? Очень многие священники участвуют в созидании обители. Отдельные просто ждут, когда наконец там начнется служба и монастырь заживет полнокровной жизнью. Но главный помощник и молитвенник, конечно Владыка - Митрополит Исидор. И первый взнос на монастырь был его, и в дальнейшем он поддерживает созидание обители не только советом и руководством. Так получилось, что эта стройка стала делом епархиальным.

Есть и спонсоры: помогает «Кубань-электросвязь», телекоммуникационная компания «Южная», Владимир Лукич Горбачев ее возглавляет; выделяет средства и Торгово-промышленная палата. Все стекается в один ручеек. Матушкой Зосимой все принимается как милость, помощь Божия.

В трудные минуты Господь видимо давал Свои знаки. Особенно это становилось видно, когда деньги заканчивались. У матушки, случалось, оставалось только три десятки монастырских, руки опускались.

Например, надо строителям через пару дней заплатить, а денег нет. Как обычно, в понедельник возвращается матушка Зосима из монастыря в епархию, ей говорят: «А для Вас денежки поступили...» От батюшек. От Владыки. Это ли не чудо, не помощь Божия?

А вот, например, какая проблема с окнами в храме была. Решила матушка поставить окна со звукоизоляцией, чтобы уличный шум не мешал богослужению. Заказала. А на барабане высоко, не видно, решила поставить деревянные, покрасить так же. и все. А оконщики почему-то замерили как раз эти, верхние, а северную сторону — нет. Что произошло, непонятно, по расчетам даже не совпало. Но. видимо, это было промыслительно, ведь теперь все окна получились со звукоизоляцией. А когда в первый раз увидела матушка Зосима, что на витражах на северной стороне ничего нет, у нее невольно вырвалось: «Тогда вообще ничего не надо было делать». Успокоили, срочно прислали мастера и измерили. А денег не было, наоборот, долг. За главки с крестами только расплатилась, уже купол для Ильинского храма красный заказан был, а со строителями не рассчитались. Пришлось матушке звонить оконщикам: «Братцы мои, подождите, пока я заказ снимаю». «А мы уже залили формы». Понятно, что эти заготовки уже никуда не пойдут, размеры-то монастырские. Что же делать? «Приостановите, пока у меня нет денег», — просит матушка. Отвечают: «Мы поставим, а Вы как-нибудь справляйтесь».

Купольщики тоже сказали: «Матушка, как будут деньги, так заплатите». Так пришлось матушке Зосиме вынести еще один груз — неоплаченного долга, и немалого. Постоянно ум и сердце занимала эта непрестанная забота, — где взять деньги? Ночами мучила бессонница. Но Господь не оставил, как всегда в трудные минуты, — когда приходит край, помощь является. Ручейком потекли пожертвования, расплатилась со всеми. Слава Богу! А труды и волнения — это, наверное, наш вклад в дело Божие. Матушка говорит: «Если был какой-то труд, то ради Господа». И вспоминает слова псалмопевца: «Не мне, не мне, Господи, но имени Твоему».

Молитва

С самого первого дня в монастыре наладилась, пошла молитва. Правило монастырское Владыка сам расписал, утвердил. Монастырский день начинается в 5 утра - Полунощницей, затем - Первый час, глава Апостола, глава Евангелия. Акафист иконе Божией Матери «Нерушимая Стена» нараспев. Не сразу у сестер все получилось с пением, но потом спелись. Молитва стала желанной и необходимой для всех. Это нормально, просто одно из главных условий жизни монастырской, поддержка для каждой сестры. В маленькой, но удивительно прекрасной молельной комнате, с любовью украшенной иконами, многие из которых — писанные, старинные, где хранится дивный мощевик, где перед иконой Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» горит негасимая лампада, а внизу лежит Стопочка Пресвятой Богородицы, привезенная из Почаева, все располагает к молитве. Кажется, здесь молитва ручейком струится, облегчая, умиротворяя и укрепляя душу.

Жалко только, что нет возможности собираться на молитву всем насельницам обители. Сейчас две (а иногда три) сестры живут в монастыре, у них несколько другой устав, послабление в вечернем правиле. А остальные, если нет службы, в 17 часов снова встают на молитву. Совершается сокращенное правило 3-х канонов по Валаамскому уставу. И уже потом, после послушаний и ужина, вечернее правило — глава Евангелия, молитвы на сон грядущим, и если не очень устали, чин 12 псалмов — очень красивое, чисто монастырское стояние. Чтение разбавляется и украшается пением, и это укрепляет в стоянии. Вечернее правило сестры заканчивают пением: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево...» А дальше призывают очень многих святых - тоже нараспев, ведь многие русские святые были основателями монастырей, строителями. В обители целый перечень святых, которых здесь просто просят о помощи, начиная всегда с Илии пророка. А еще с самого первого дня здесь молятся обо всех, кто помогает обители. И обо всех, кто о молитве просит. Несколько тетрадей здесь превратились в объемные синодики, чтение которых занимает у сестер довольно продолжительное время.

Воскресный день в обители—день особенный. Сестры готовятся к Литургии. На правиле, еще до утренних молитв, матушка Зосима сама читает Троицкий канон. Настрой в это время неповторимый, трепетный. Даже синодики сестры не читают, а берут их с собой в храм, чтобы прочитать на часах. Троицкий канон настолько прекрасен - он светится, как один батюшка сказал. Тут очень внимательными надо быть. Поэтому и просит мать-настоятельница своих сестер: «Сестры, собираем все мысли воедино и слушаем песнь Святой Троице». И читает сама на одном дыхании.

На Литургии все соединяются, — монастырские сестры — те, что живут в монастыре, с теми, что живут на подворье. После службы сестры все вместе идут на подворье, как они называют свой домик, расположенный недалеко от приходского Покровского храма. Там бывает общая трапеза и два часа отдыха. Все стараются провести время с пользой для души, больше читать. После отдыха все сестры вместе едут в монастырь и в 17 часов поют акафист. Выбирают, как правило, один из акафистов Пресвятой Богородице.

«Слава Богу. С правилом у нас все четко, — делится матушка Зосима — сестры, конечно, рвутся читать ночную Псалтирь, но пока нет на то благословения. Я очень надеюсь, что когда мы соберемся все вместе, под одной крышей, то благословение будет. И в эти три стражи ночи будет совершаться чтение Псалтири, как во многих монастырях, по традиции. Первая смена — от 12-ти до 2-х ночи, вторая — от 2-х до 4-х утра, от 4-х до 6-ти утра — третья. А дальше уже пойдет общая монастырская молитва в храме. Я верю, что все это будет у нас, и сестры ждут с нетерпением...»

Трапеза

Когда приезжаешь в Апшеронскую обитель, особенно, если удастся пожить немного с сестрами, попадаешь в атмосферу любви. Слава Богу, мне довелось поездить по монастырям, но такого тепла как здесь, в тесном маленьком домике с виноградной беседкой и небольшим участком во дворе, встречать не приходилось. Здесь буквально окунаешься в заботу, внимание, попадаешь в тихий семейный уголок. ...Может быть, это потому, что мало еще насельниц в обители? Всего каких-нибудь десять человек.

В первый (и единственный пока) раз я попала сюда, когда сестры готовились к встрече архиерея. Было 1 августа, а назавтра, после Престольного храмового праздника в обители, здесь, в беседке, в виноградной тени, должна состояться трапеза. Матушка Зосима, как настоящая мама, становилась и готовила сама, она не давала распоряжения, даже не распределяла послушания, просто делала, а рядом были все остальные. Незаметно она направляла сестер, просила ту или другую помочь. Труд был в радость. Тихо, размеренно, с молитвой, буквально из ничего приготовили сестры поистине царскую трапезу. Все необыкновенно изысканно и вкусно. И далеко не все вкушающие знали, что эти изысканные блюда стоили насельницам двух бессонных ночей. Но это было без напряжения и ропота — просто и естественно. Как естественным было то, что матушки, монахини и инокини во главе с настоятельницей, сами разносили еду гостям на трапезе.

«У меня в душе иногда возникает вопрос, угодна ли Богу такая изысканная трапеза? — поделилась своими размышлениями монахиня Зосима. — Обратилась я тогда к духовнику. Духовник наш, отец Николай Бабенко, настоятель Свято-Троицкого храма, так мне ответил: «А что, когда я в Троицу, в дивный праздник, накрывал трапезу для всех приходящих, разве я согрешал пред Господом?»

Да, мы должны отдавать людям всю любовь. Если же пища готовится с ворчанием, с какими-то упреками, все — она не съедобная. А у нас, перед тем как пошли в кухню сестры, они зашли в молельню, помолились, благословились на приготовление пищи. Вот и помощь Божия. Стол накрыли, как цветы в саду цветут. И радостно всем, не потому что вкусно поели, нет, просто отведали благословенной пищи».

Сестры

Трудно монастырь строить. Жить, не зная, когда Господь пошлет денег на то, чтобы закончить отделку храма, обустроить кельи для жилья сестер. Но труднее, наверное, знать, что есть несколько человек, за которых ты в ответе. Владыка время от времени напоминает матушке-настоятельнице, что нужно жить так, чтобы, когда придет Страшный Суд, суметь предстать пред Господом и сказать: «Вот я и дети мои». Каждая сестра для матушки Зосимы — родная, какого бы она ни была возраста. А нескольким сестрам уже за семьдесят. И с ними - труднее. У них уже жизнь за плечами со своими многолетними привычками. Но зато - сколько стойкости, верности, трудолюбия...

Сестры пришли сюда каждая со своим миром. Некоторые проехали массу монастырей. Все здесь изучали, анализировали, давали советы: «Почему здесь так, а в Оптиной по-другому?» Конечно, при таком настрое трудно становится всем. Понятно, что такие как приходят, так и уходят. Матушка говорит: «Мне кажется, по Божией воле идет отбор, и он будет продолжаться». А тяжело бывает, прежде всего, самой сестре, когда она приходит и уходит, проявляя непослушание, жизнь у нее потом не складывается, все не ладится...

Самые первые остались. Монахиня Зосима, настоятельница. Монахиня Серафима, правда, несет послушание в архиерейском доме, но сестры ее считают своей. Монахиня Тавифа. Она все сомневается, ей так много лет... И вот она однажды сказала настоятельнице: «Матушка, если я Вам стану не нужна, то буду жить у вас под забором...» Она человек строгий, мало не будет, если кто-то не так что-то сделает. Но однажды, когда она на неделю покинула сестер (были проблемы в семье), без нее в обители стало пусто. Матушка Зосима сестер спрашивает: «Как без матушки Тавифы?» Они хором: «Матушка, плохо!»

...Перед Успением был постриг. Инокиня Параскева стала монахиней Евфросинией, послушница Людмила — монахиней Леонидой, а другая послушница — инокиней Миропией. Обе постриженицы в монашество переведены в монастырскую келию, где в подвиге и молитве проведут сорок дней.

Интересный случай, маленькое чудо произошло, когда еще ни одна из сестер не носила имени Евфросиния. А имя это в переводе с греческого - «радость». Это случилось во время рабочей поездки Митрополита Исидора в монастырь. Он приехал посмотреть, как дела, дать совет. Сестры ждали, встречали. В монастыре Владыка всех благословил, все посмотрел. Когда приехали на подворье, сестры выстроились, встречая. И вдруг Владыка говорит: «А где Евфросиния?» Никто ничего не понимает, матушка Зосима нерешительно возражает: «Владыка, может, Лия?» «Да нет, я ее благословил на монастыре. Где Евфросиния?» Настоятельница снова: «Может быть, Параскева?» Владыка сердится, он прекрасно знает каждую сестру по имени: «Вот Параскева! Где Евфросиния?» И идет в дом искать Евфросинию. И всем невдомек, а потом и ему невдомек, почему он так спрашивал.

Как обычно, с любовью подали сестры своему архиерею трапезу. Он был доволен, всех благословил, облагодетельствовал. Проводили, сами сели за трапезу. Вдруг звонок и автомобильный сигнал. Приехала Екатерина Алексеевна, давняя приятельница и помощница матушки Зосимы. И привозит ковер тканый. А на нем - Евфросиния! Как в сказке. Тогда поняли, что Владыка духом почувствовал, что Евфросиния в этот момент ехала. Но матушка-настоятельница все равно решила проверить и спросила Екатерину Алексеевну на всякий случай: «Ты Владыке звонила, сказала, что ты везешь?» «Да что ты, матушка!» - даже немного обиделась та. В следующий приезд матушка Владыке рассказала эту историю и показала ковер... А еще поняли, что одна из сестер станет Евфросинией. Только не знали, какая. Но обязательно воспевали святой Евфросинии в конце вечерних молитв: «Преподобная мати наша Евфросиние, моли Бога о нас!».

Бывают, конечно, трудности, разногласия между сестрами. Если в семье, с родными, нам, порой, так нелегко, то насколько труднее здесь, когда все такие разные и когда враг искушает намного сильнее, чем в миру? Матушка-настоятельница старается побеседовать, выслушать, а потом осторожно наставить. Всегда под руками есть подходящая литература. Матушка находит такие места, что на душу ложатся, необходимые просто. Это помогает, трогает сердце. Случается сестрам и прослезиться. Говорят: «Матушка, мы понимаем, что мы далеки от идеала...»

Вообще совместное чтение помогает, объединяет. Недавно сестры читали книжку «Ольховский монастырь» об одной российской обители, где игуменья учила сестер молиться так, словно реально стоят за тобой все эти люди, нуждающиеся в твоей молитве. И сестры для себя это приняли... Во время трапезы поучения матушка Зосима всегда сама читает.

...Приходили в обитель совсем разбитые души, не навсегда, а так, пожить. Они искали какой-то защиты и получали ее. Из монастыря они уходили окрыленные. Таких примеров можно привести несколько. Одна девочка говорила потом: «Я, как во сне, к вашему домику пришла». Она с родителями поссорилась, домой не хотела возвращаться. И хватило недели, чтобы она пришла в себя. Чудо с ней сотворил батюшка, сестринский духовник - отец Николай. После исповеди она буквально переродилась. Остаться с сестрами, к сожалению, она не могла, надо помогать семье. Но монастырь она не забывает, звонит матушкам, ближе сестер у нее никого теперь нет. По благословению священника пришла сюда женщина. Робко так. Жила в обители десять дней. За это время все у нее образовалось, устроилось. Другая девушка тоже не смогла в монастыре остаться, держат обязанности семейные, а еще - улица, но сердцем рвется, говорит, все бы бросила, так и полетела бы сюда...Человек здесь отрешается от суеты, преображается, утверждается, понимает, что нужно нести свой крест.

О духовнике - отце Николае Бабенко, убеленном сединами старце, надо сказать особо. Он из станицы Кубанской, что находится в пятнадцати километрах от Апшеронска. Настоятель храма Святой Троицы, трудится над его восстановлением. Когда он приезжает к сестрам в монастырь, бывает настоящий праздник. Надо видеть, как обремененные летами монахини, словно девочки, подбегают под благословение, какой детской радостью светятся их глаза. С какой любовью их благословляет батюшка. Но приезжает он редко, как правило, на праздники: к Престолу, на Жен-Мироносиц, и привозит им сладости, как детям. Чаще, конечно, сестры к нему ездят. На исповедь.

Под Покровом Божией Матери

Сестры мечтают, что когда-то они соберутся вместе под Покровом Матери Божией в ограде монастырской. А еще надеются, что, Бог даст, будет какая-то деятельность на образовательном уровне. Это просто необходимо, учитывая сектантское окружение. Сейчас решается вопрос, начать строительство образовательного центра с храмом святителя Николая или приступить к строительству главного храма в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена». А в дальнейшем будет строиться здание приюта. И воскресная школа для девочек будет обязательно. С ее создания и начнется образовательная деятельность монастыря. Есть уже благословение Владыки. Занятия будут проходить прямо в храме. Если Господь благословит, то уже в этом учебном году сюда придут первые девочки. (Хотя навещают матушек мальчики: когда про очередную катастрофу по радио передают, маленький Гриша приходит с игрушечной сабелькой их защищать).

Непременно будут в монастыре ремесла. Матушка Зосима считает, что с сестрами ей очень повезло, потому что каждая в отдельности обладает в рукоделье навыками необыкновенными. Такие умелицы: уже сейчас плетут четки, вяжут кружева, салфеточки, шьют, вышивают бисером, гладью. Ремесла эти сестры собираются развивать и обучать им детей. А еще есть такая задумка: заняться гончарным делом, благо апшеронский район глиной богат. А надо сказать, что дед по материнской линии у матушки Зосимы был гончар. И славился на всю Архангельскую область. У него была мастерская, подмастерья свои. Так что корни есть. И если удастся матушке Зосиме с сестрами гончарное дело, сколько всего интересного можно будет сделать! И колокольчики, и кадильницы, и подсвечники, и разные сувениры церковные. Надеется матушка, что это будет и что труд в монастыре будет всегда сочетаться с молитвой...

О том, как можно помочь своим близким

Закладка первого храма в обители «Нерушимая Стена» совершилась в 2002-м году за неделю до праздника Илии-пророка. А на сам праздник в прошлом году служил в монастыре отец Сергий Максимец из Пластуновской. После Литургии Крестным ходом обошли монастырь. Батюшка посмотрел на разруху, которая тогда была, да еще на бурьян. И когда вышел на проповедь, то сказал: «Дорогие братья и сестры! Поймите, вы сейчас присутствуете на таком важном событии - в вашем городе монастырь основывается. Вы только задумайтесь над этим. Что это настолько важно, и вы настолько счастливы... Можете сейчас не понимать, что происходит на этом маленьком участке, но потом обязательно поймете. И я вас очень прошу — приходите помогать. У каждого из вас, в каждой семье случаются какие-то неполадки, беды, скорби. И вы должны своим домашним, близким помочь. Чем помочь? Только трудом. Вам предоставляется такая счастливая возможность поработать на монастырь».

И батюшка рассказывает поучительную историю о том, как можно помочь своим детям, родным и близким, у которых не удается жизнь: «На одном приходе к настоятелю подходит женщина, у которой с сыном большая беда. Страшно пьет, падает все ниже и ниже. Она уже ничем помочь ему не может, хотя и молится по-своему. И вот, когда уже все, невмоготу терпеть больше, она подходит к батюшке с вопросом: «Что мне делать?» А тот ей говорит: «Бери тряпку и мой пол в храме». Она неделю моет и приходит снова: «Батюшка, я все-таки серьезно хочу спросить у Вас. Скажите, что мне делать?» А он ей снова: «Бери тряпку и мой пол в храме». Снова приходит она через месяц: «Батюшка, так что же мне делать, так и мыть пол?» «Да, мыть пол в храме». Она пришла через полгода поделиться радостью: «Сын стал домашним: читает, по дому все делает, он стал таким, каким я его знала и любила...»

Эта история настолько потрясла людей, что оказала немедленное действие. Есть 10-15 человек апшеронцев, которые с тех пор постоянно помогают строящейся обители, кто как может.

***

Дорогие читатели! Каждый из нас может тоже внести свой посильный вклад в дело возведения «Стены Нерушимой» и помочь не только строящемуся монастырю, но и себе, своим близким.

Отправить денежные переводы можно по адресу:

352692, город Апшеронск, ул/ Юдина, 4,

с пометкой «На строительство монастыря».

Или воспользоваться банковскими реквизитами епархии:

Получатель - ИНН 2308038667 Православная религиозная организация Русской Православной Церкви Екатеринодарская и Кубанская Епархия

в ФАКБ «Югбанк» Ленинский г. Краснодар

Расчетный счет 407.038.109.001.010.55

Корреспондентский счет 301.018.104.000.000.007.13

Банк получателя: АКБ «Югбанк» г. Краснодар

БИК 040349713

Назначение платежа: на строительство монастыря «Нерушимая стена» г. Апшеронск (это указание обязательно)


 Творчество наших читателей 

МОЛИТВА

О, знаем ли мы, как молиться?
Пребыть как в молитве должно?
Пред Богом ли нам не смириться? —
Иного нам здесь не дано.

Испытывать Бога не надо:
Он знает все тайны души.
В молитве Христос с нами рядом —
Сам молится с нами в тиши.

Бог Сына молитву приемлет,
А в ней — нашей веры слова.
Бог веры дыханию внемлет...
Как чудна молитва тогда.

И в ней — благодати отрада.
Прочь, бремя греховных оков!
В молитве такая услада,
В ней — Вера, Надежда, Любовь.

В. С. РЕШЕТОВ, ст. Смоленская


В ОГЛАВЛЕНИЕ

НА САЙТ ГАЗЕТЫ

НА САЙТ ЕПАРХИИ