|
30 августа 2014
В неделю (воскресенье) 12-ю по Пятидесятнице за Божественной литургией читаются отрывки (зачала) из Священного Писания: из Первого послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 15,1-11) и из Евангелия от св. Матфея (Мф. 19,16-26).
Публикуем и проповедь протоиерея Вячеслава Резникова на евангельское чтение «О скрытом лукавстве» из книги «Полный круг проповедей на ежедневные Апостольские и Евангельские чтения».
От Матфея святое благовествование
Глава 19.
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Глава 9.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо'льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам; 8а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
О скрытом лукавстве
Однажды к Иисусу Христу подошел некий человек и спросил: "Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?"
И в этом вопросе было скрытое, невольное лукавство, от неверного взгляда и на Иисуса и на самого себя. Уже в самом обращении, "Учитель благий", крылась ложь, на которую Господь сразу и указал: "Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог". Потому что этот человек на самом деле не считал Иисуса Богом, а только хотел этими высокими словами выразить свое уважение.
А затем уже Господь дал и прямой ответ: "Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди": "не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя". Человек ответил: "Все это сохранил я от юности моей. Чего еще недостает мне?" И тогда Господь "сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение".
А что значит "отошел"? Неужели он только отказался от возможности быть совершенным, а вечную жизнь себе обеспечил? Отойти от Господа Иисуса Христа, Который есть истина и жизнь, значит - отойти не только от совершенства, но и от Царствия Небесного, и от вечной жизни: "Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное".
Очевидно, были в нем и самоуверенность, и легкомыслие, и невнимание к себе. Очевидно, он и подошел с целью показать: вот, мол, какой я хороший, ни в чем не имею недостатка!.. И он не понимал, что перед ним не тот, кто просто показывает путь к вечной жизни, а Тот, Кто один только и может дать ее. Очевидно, и самая вечная жизнь не была для него таким благом, ради которого стоит отказаться от благ жизни временной.
Но и Самому Господу Иисусу тоже еще только предстояло завершить Свое дело. И уже Его посланники потом возвестят тому же человеку, "что Христос умер за грехи наши", "и что Он погребен был, и что воскрес в третий день", "и что явился" Своим ученикам, исполнив их силы и радости. И если этот человек к тому времени убедится, что "спастись ... невозможно" не только своим богатством, но и своей праведностью, - он тоже примет протянутую ему спасающую руку воскресшего Господа и пойдет за Ним. А уж "Богу... все возможно".
Свящ. Вячеслав Резников
Материалы на тему:
О злом должнике. Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова в неделю 11-ю по Пятидесятнице
Иллюстрация: из Интернета
Пресс-служба Кубанской митрополии
|
|